КАК ПРАВНУК БАКИНСКОГО КОМИССАРА СТАЛ ЛИЦОМ ПУТИНСКОГО КРЕМЛЯ

КАК ПРАВНУК БАКИНСКОГО КОМИССАРА СТАЛ ЛИЦОМ ПУТИНСКОГО КРЕМЛЯ

58% тех, кто правит Россией сейчас, — те же люди или потомки тех же людей, что еще 35 лет назад руководили Советским Союзом, сосчитали расследователи Proekt.media.

Сегодня Proekt.media начал публикацию грандиозного исследования новой российской аристократии. Оно называется « Отцы и деды».

Полтора года коллектив «Проекта» провел в исследовании путинской номенклатуры - примерно 10 тысяч чиновников и их родственников, составив досье на тех госслужащих, которые получили свой пост, вероятно, благодаря отцам и дедам.

Вот только один из них, лицо и голос Кремля - Дмитрий Песков.

«Родился 17 октября 1967 г. в Москве в семье советского и российского дипломата, посла РФ в Пакистане и Омане Сергея Пескова (1948−2014)». Это слова из официальной биографии путинского пресс-секретаря на сайте государственного информагентства ТАСС. Из них следует, что Пескова как будто родил отец, заслуженный дипломат. Но и то и другое неправда. Отец пресс-секретаря был назначен послом только тогда, когда его сын стал большим начальником при Путине (в 2004 году), а в то время, когда Дмитрий был маленьким, Сергей Песков наиболее вероятно работал в разведке.

Выходец из украинского Мукачева, Сергей окончил Институт стран Азии и Африки и долгие годы работал на Ближнем Востоке под зонтиком «обществ дружбы» и «комитетов солидарности со странами народной демократии». Это стандартное прикрытие для советских разведчиков времен «холодной войны», и именно как о сотруднике спецслужб о Сергее Пескове отзывается его бывший сокурсник. Вместе с маленьким Дмитрием и мужем в командировках по Ближнему Востоку скиталась мать пресс-секретаря Надежда Пескова (в девичестве Зевина).

Когда семья вернулась в Москву они поселились в привилегированном доме из огнеупорного кирпича на Пресне — такие многоэтажки в народе называли «цековскими». Вокруг Песковых жили генералы КГБ и высокие деятели внешней торговли (в СССР это как правило одни и те же люди). Как семья приехавшего из провинции выпускника ИСАА оказалась в таком месте? Все дело в Надежде Зевиной.

Во-первых, она вероятно тоже служила в спецслужбах. Во всяком случае в государственных базах данных говорится, что Зевина как будто ни разу за всю жизнь нигде не работала. Как правило, такое случается, когда человек служил в силовых ведомствах и получал пенсию из военного фонда.

Во-вторых, что гораздо важнее, Надежда Зевина -«красных голубых кровей». Ее дед (прадед Пескова) — Яков Зевин — еврей родом из Белоруссии, был участником так называемой «Бакинской коммуны». 26 бакинских комиссаров, захвативших власть в Закавказье, были расстреляны врагами красных в 1918 году. С того времени едва ли не в каждом советском городе что-то — завод, улица или школа — было названо именами павших бакинских большевиков (в том числе и именем прадеда Пескова). Но прабабка пресс-секретаря спаслась от расправы — она эвакуировалась из Баку вместе со своим маленьким сыном, дедом Дмитрия Пескова. Ее звали Надежда Дробинская, в партии большевиков она была фигурой еще более заметной, чем прадед Пескова. Дробинская происходила из интеллигенции, в самом начале 20 века влилась в левое движение, приняла народную фамилию Колесникова, а вскоре сочеталась браком с таким же революционером, Яковом Зевиным. Своего сына они назвали Владимиром, вероятно, в честь Ленина.

Работая в Москве, Надежда Зевина сблизилась с семьей основателя советского государства — Ленин лично распорядился выделить вдове комиссара жилплощадь в столице. Когда вождь революции скончался, прабабка Пескова долгие годы бок о бок работала в Наркомпросе с Надеждой Крупской, была ее подругой.

В ту пору предки Пескова и Путина вполне могли встречаться. Дед президента Спиридон с 20-х годов работал поваром на подмосковных дачах советских вождей — в том числе готовил для семейства Ленина.

При Сталине Надежда Зевина была делегатом всесоюзных съездов ВКП (б), где среди прочего занималась «чистками» партийных рядов, как тогда называли репрессии. Уже в возрасте, Зевина писала воспоминания о семье Ленина, работая в его музее в Москве. Ее сын, то есть дед Дмитрия Пескова, тоже стал заметным деятелем КПСС, который среди прочего работал замдиректора Института марксизма-ленинизма.

Песков, мало того, что происходил из советской элиты, решил еще больше улучшить свои карьерные шансы за счет двух выгодных браков. Его первой супругой стала внучка сталинского маршала Семена Буденного Анастасия. Буденный нес личную ответственность за репрессии, но избежал наказания. После развенчания культа личности Сталина Буденный прожил еще почти 20 лет, получал государственные награды и материальные блага, недоступные простым гражданам. Песков женился на Буденной очень рано — ему едва перевалило за двадцать. Это был расчет: молодой выпускник ИСАА хотел сразу же после пятого курса уехать в «загранку», а по советской дипломатической традиции предпочтение в таком деле отдавалось женатым людям (в том числе потому, что замужних и женатых людей, считалось, труднее скомпрометировать с помощью адюльтера). Но адюльтер в Анкаре все-таки случился. Буденная начала встречаться с британским подданным, работавшим в Турции. В то же время сам Песков стал проявлять внимание к 14-летней дочке российского дипломата Владимира Солоцинского, которая училась в школе при посольстве.

В итоге все нашли свое счастье: Анастасия эмигрировала к новому избраннику в Британию, увезя с собой маленького сына Пескова, а будущий пресс-секретарь, вернувшись в Москву из турецкой командировки, повторно женился — на Екатерине Солоцинской (ей тогда едва исполнилось 18, фото). Новый брак опять помог нашему герою — Солоцинский, как большой специалист по Турции, рекомендовал Пескова в качестве переводчика для Бориса Ельцина во время единственного и очень непростого визита российского президента в эту страну в 1999 году.

После этого Пескова заметили и пригласили на работу в Кремль