На днях, разбирая тему СЗЧ и путей решения этого негативного явления, я отдельно упомянул вопрос финансовой мотивации добровольцев и действующих военнослужащих, в том числе за счёт уклонистов.
По правде сказать, это ещё одна очень и очень не популярная тема для обсуждения в Украине, поскольку наши законодательные и исполнительные системы, или боятся, или не хотят рассматривать вопрос решения проблемы финансовой мотивации через узаконение уклонения от воинской службы.
Смотрим правде в глаза.
Вне зависимости от исторического периода, страны и контекста событий, доля мотивированных добровольцев, в любой войне, редко когда превышала 10%-15% от общего числа мужского населения. Причём, пиковый показатель добровольцев всегда приходит на первые месяцы войны, а затем идёт спад.
Это нормальное явление, обусловленное многими факторами, которое сформировалось с ходом истории в науку, которую в Украине в 2022-м проигнорировали и продолжают игнорировать до сих пор.
Чем меньше добровольная оставляющая, имеющая любого формата мотивацию, а не только популистские призывы, базирующиеся на патриотизме, национальной идее и конституционном долге, тем ниже боеспособность армии, а её наполнение становится менее качественной, при параллельном росте недовольства среди населения методами мобилизации.
Самый яркий пример – это Первая мировая война, когда доля добровольцев во Франции, Германии и даже Российской Империи и вовсе составляла менее 5% от военнообязанной части мужского населения.
Увы, но в Украине в 2022-м году никто не занимался этим, настолько узкоспециализированным и, я бы даже сказал, академическим вопросом, чтобы составить план долгосрочной войны с российским агрессором. Вместо этого, на разных уровнях законодательной и исполнительной власти, стали применять примитивные, топорные методы. Результат? Более 160 тысяч СЗЧ по состоянию на 10-й месяц 2025 года. И значительную часть из них можно было бы решить путём финансовой мотивации, которую бы могли внедрять в Украине на рубеже 2023-2024 как минимум, а как максимум – со второй половины 2022. НО!
Но, увы и ах, на тот момент было много очень умных депутатов в ВР, которые выступали против финансовой мотивации, обуславливая это необходимостью проявления патриотизма и обязательным исполнением конституционного обязательства… Интеллектуальные слепцы.
Решение проблемы? Уклонисты.
В статистике войн и конфликтов, если средний показатель добровольцев 10-15%, и то, только в первые месяцы агрессии/призыва, то в последующий период решающим фактором была финансовая компонента и наёмничество. В свою очередь, что финансовая мотивация, что наёмничество, должны обеспечиваться из бюджета, который во время войны и так испытывает серьёзный дефицит и для реализации необходимо привлекать дополнительные ресурсы.
Одним из таких инструментариев может стать узаконение уклонения от мобилизации. В настоящее время средний ценник откоса в ТЦК – $10 тыс, что примерно соответствует организации бегства из Украины $10-$15 тыс чтобы переплыть Тису, без гарантии, что доплывёшь до противоположного берега и не брюхом вверх.
В свою очередь, узаконение уклонения от мобилизации за, например, $5 тыс на полгода, позволит наполнить бюджет для обеспечения разовых выплат добровольцев, а так же повышения довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, это позволит расширить возможности рекрутинга в других странах.
Кроме того, легализованные уклонисты не только будут пополнять бюджет, таким образом, но и оставаться в стране, работая и выплачивая налоги, опять-таки – пополняющие бюджет.
Уклонистов всегда будет больше чем добровольцев – это историческая реальность, которую нужно признавать, а не бежать от неё. И не просто признавать, а использовать этот потенциал.
Ваши мысли?



















