Уверен: если сейчас померять настроения граждан, будет всплеск позиции «пусть все это как-то закончится». Так всегда бывает, когда начинают мусолить тему переговоров и перемирия. Стоит углубиться.
1.Уже года три непублично и примерно с момента второго наката России на Харьков публично я время от времени повторяю мысль, за которую на меня многие шикали, но потом как-то смирились и стали вникать.
Значение Украины для обороны Европы более чем очевидно и невозможно переоценить. Даже не нам, а исходя, в первую очередь, из документов самой Европы (по линии НАТО, ЕС, отдельных стран). При этом текущая ситуация является крайне несправедливой и потенциально тупиковой.
Украина платит кровью, территорией, демографическим штопором, утратой невосполнимого культурного наследия, руинами экономики, убитой экологией, крахом перспектив на десятилетия, съеденным детством младших поколений и драгоценным временем старших.
Взамен получая помощь и поддержку, которую мы ценим, но которая является несопоставимой с потерями и тем профитом в сфере безопасности, который мы создаём.
Неэквивалентный обмен.
И много-много-много ободряющих слов на странном фоне, который визуализирована шведский министр иностранных дел Мария Мальмер Стенергард: Европа заплатила России за энергоносители на 124 ярда больше, чем инвестировала в свою оборону через помощь Украине.
Рано или поздно выход из этого тупика сведётся к двум плохим сценариям.
Первый. Силы Украины для эффективного сопротивления иссякнут.
Второй. Даже если силы будут, украинское общество поддержит решение прекратить сопротивление, оценив затягивание войны без должной поддержки как бОльшее зло. Это сейчас в целом «нет», но значение «да» уже давно не ноль.
В результате чего (особенно – во втором случае) на Европу обрушатся масштабные катаклизмы, с которыми она просто не совладает.
Потому что РФ абсорбирует ресурсы Украины и применит объединённую мощь против уютного пряничного континента (на месте Казахстана я бы тоже не расслаблялся).
Выход только один – перейти из режима фоновой поддержки в режим военного союза. Т.е., взять на себя не только часть затрат, но и риски.
Естественно, это никому не нравится. И нам бы такое не понравилось в нормальной ситуации. Но ситуация – экстремальная. Угрозы – экстремальные. Неадекватные решения лишь усугубят.
2. Сегодня в обращении президента Зеленского явно прозвучал первый сценарий. Публично.
Это уже не вскрики маргиналов и тем более не шантаж. Это констатация реального факта. За которым будут ужасные последствия для нас и не менее ужасные для Европы.
Можно спорить о причинах (они известны), корить Украину, что она неидеальна, но это ничего не меняет – последствия будут не только для нас.
Точно также не имеет значения, получится ли у нас сейчас выпетлять, сохранив поддержку США. Рано или поздно (скорее – очень рано) не получится.
Обратите внимание.
Когда в среду обозначились первые сигналы о некоем «плане из 28 пунктов», реакция Европы была крайне скромной. Только какие-то третьестепенные персонажи сказали что-то невнятное. Вчера уже было чуть больше комментариев. Сегодня разогнался дипломатический маховик и разверзлись информационные хляби.
Только самые ленивые европейцы не заклеймили «план Трампа» как «капитуляцию», циничное антизападное, антиевропейское порождение сумрака, ободряющее агрессора (выступление Фицо на контрасте лишь добавляет наглядности).
Полностью согласен. Набор пунктов – неприемлемый.
А есть какой-то другой?
Который Европа готова (не потенциально способна, а именно готова) реалистично обеспечить, не загоняя Украину в указанный выше тупик.
И почему его в пожарном порядке согласовывают только сейчас?
Опасения европейцев и их эпатажная риторика, с помощью которой Украину пытаются убедить, что «план Трампа неприемлем», объяснимы: если в Украине быстро наступает какая-то подморозка даже на несколько месяцев, мультидоменные риски для ЕС взлетают до небес.
Трамп без зазрения совести расторгует европейские интересы и не гарантирует защиту, это все понимают.
Но мы и так знаем, что неприемлем! Не надо нас убеждать в очевидном. Не отбросить такое сходу можно только ввиду серьёзности положения и необходимости маневрировать. Что Украина и делает.
Однако это не даёт ответ на вопрос – как переломить?
3. В Кремле прекрасно всё считывают. Путин и другие фронтмены режима лично вкладываются во вторую линию обозначенного выше тупика.
Они как заведённые повторяют, что Европа выступает подстрекателем к продолжению войны, не предлагая Украине взамен ничего сопоставимого. Мол, США готовы к миру, Россия – тем более, а Киев оказался под влиянием жадных европейских милитаристов. Тут комментарии не нужны.
Но будет неправдой сказать, что эти вбросы никто не воспринимает. Будет неправдой сказать, что реплики Венса о «культурном обмене», торговле и путешествиях вместо войны считают глупостью абсолютно все.
Настроения в фейсбучных пузырях и пригородных автобусах – разные. На границе с Польшей и на границе с Россией эти слова звучат по-разному. Яд по капле проникает.
Не вошло в резонанс и не сработало до сих пор лишь по одной причине – из-за тупости россиян. Их регулярные зверства обнуляют закрадывающиеся сомнения. Но зверства истощают и толкают к первому из плохих вариантов…
4. Отсюда достаточно простые выводы.
Либо Европа переходит в режим союзничества с Украиной.
Либо Трамп с Путиным рано или поздно добьются своих (разных) целей. У них есть рычаги и они готовы их задействовать.
Есть два максимально конкретных шага в контексте перехода к режиму союзничества: обращение российских активов на оборону Европы путём усиления Украины и блокада российского экспорта углеводородов через Балтику. Второе вообще делается в один клик.
Если Европа до 25 ноября примет такие решения, Украина получит аргументы и после 27го ноября работать как де-факто ключевой элемент коллективной обороны. Трамп будет вынужден с этим считаться.
И наоборот. Если согласованные предложения европейских лидеров будут стилистически безупречны, но декоративны по масштабу и влиянию в моменте, дальше всё предсказуемо.
Украина сопротивление не прекратит. Но будет драматически сложнее. И Европу это потом всё равно догонит, в самый неподходящий момент...
Пока ничего плохого не случилось. Многих накрывает от внезапного отрезвления. Своего рода детоксикация. Что слегка нервно, но в целом полезно.
Берегите себя и не читайте большевистских газет. Другого тыла у нашей армии нет.



















