Украина согласилась присоединиться к проекту нового трансъевропейского маршрута Via Carpathia, который соединит единой автомагистралью европейские порты Балтийского и Черного морей. Предполагается построить ответвление от основной трассы, которое пройдет через западные районы Украины. Власти пытаются преподнести это как достижение. Однако в реальности строительство украинского участка маловероятно из-за отсутствия финансирования. Кроме того, коридор попросту невыгоден украинской стороне, поскольку отнимет часть транзитных мощностей при поставке грузов из украинских портов в Северную Европу. В любом случае, Via Carpathia, фактически, является маршрутом в обход Украины, предназначенным для того, чтобы снизить зависимость европейских стран от транзита через территорию нашего государства сообщает Апостроф.
Связать три моря
Идея строительства международного транспортного коридора, соединяющего север Европы с Югом, возникла еще 10 лет назад. В октябре 2006 года в польском городе Ланьцут прошла конференция "Одна дорога – четыре государства", в которой приняли участие главы Польши, Литвы, Словакии и Венгрии. В результате была подписана Ланьцутская декларация, одним из пунктов которой стало развитие сети автомобильных дорог для улучшения автосообщения между государствами. Позднее к инициативе присоединились Румыния, Болгария и Греция.
После прихода к власти в Польше партии "Право и справедливость", с ее амбициями на лидирующую роль Польши в Восточной Европе, проект начал приобретать реальные черты. В декабре 2015-го года в одном из первых интервью польский министр инфраструктуры и строительства Анджей Адамчик заявил о намерении построить Via Carpathia. Тогда же появился план маршрута будущего транспортного коридора.
3 марта 2016-го года была подписана Вторая Ланьцутская декларация. В ней предусматривалось создание ответвлений Via Carpathia в ряд других стран, среди которых и Украина. От украинского Мининфраструктуры свою подпись под документом поставила замминистра Оксана Рейтер. Проект направлен на соединение портов Черного и Средиземного морей с портами Балтийского моря для развития транспортного сообщения в странах Центрально-Восточной Европы по оси "север-юг".
Как отмечает эксперт Центра транспортных стратегий Николай Засядько, Via Carpathia частично совпадает с сетью панъевропейских дорог TEN-T (проект призван развивать общеевропейские коридоры), благодаря этому Польша планирует привлечь для строительства дороги средства из еврофондов.
Трасса решит задачу перевозки грузов между портами Балтики (Клайпеда, Гданьск) и Средиземноморья, в частности, в Салониками на Эгейском море. "Для всех нас важно, чтобы Центральная Европа, наш регион, стал важным игроком на международной арене, в том числе и в пределах ЕС", – заявила премьер-министр Польши Беата Шидло. Аналогично высказался и Анджей Адамчик, отметив, что Via Carpathia "послужит стимулом для экономического развития региона и Европейского Союза".
Via Carpathia для Украины: "за" и "против"
Украинские чиновники уверены, что участие в проекте позитивно скажется на отечественной инфраструктуре. "Нам предложили присоединить к проекту нашу часть Карпат, и нам это очень интересно. В связи с тем, что мы переориентируем наши транзитные потоки, нам необходимо развивать инфраструктуру в западных регионах", рассказала журналистам заместитель министра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции Оксана Рейтер.
Впрочем, она подчеркнула, что речь идет лишь об ответвлении от основной трассы в сторону Украины. Оценки аналитиков относительно нового маршрута разделились на диаметрально противоположные. Некоторые эксперты соглашаются с позицией министерства, другие отмечают, что украинская часть маршрута вряд ли будет реализована и настаивают на потенциально негативном влиянии Via Carpathia на грузопотоки, проходящие через Украину, прямо называя его противоречащим государственным интересам страны.
"Строительство новой дорожной инфраструктуры в соседних странах, будь-то Via Carpatia или магистраль Западная Европа - Западный Китай, задает нам направления присоединения к международным транспортным коридорам помимо сети TEN-T или панъевропейских маршрутов. Прямой угрозы для транзита через Украину из портов Балтики Via Carpatia не несет", - считает начальник отдела инвестиций в инфраструктуру Агентства инвестиций и развития Одесской ОГА Владимир Шемаев.
По его мнению, незначительным будет влияние Via Carpatia и на поставки из украинских портов в сторону Европы. "Серьезного оттока транзитных грузов не произойдет, а за морскую перевалку европейских грузов нам географически трудно бороться и без Via Carpatia", - считает Шемаев.
На первый взгляд, цифры подтверждают это мнение. Ведь транзит для украинских портов составляет лишь 10% от общего грузооборота. И этот показатель в последние годы лишь снижается. При этом существующий транзит преимущественно идет из РФ, Казахстана и Беларуси в Азию, Африку, а вовсе не в ЕС.
Но, с другой стороны, несмотря на мизерные показатели транзита в ЕС, отечественные транспортники надеются на его значительный рост в будущем. По сути, увеличить объемы транзита в ЕС - единственная возможность заменить российские грузы, которые уходят из Украины на Новороссийск и Балтику. Идея присоединения Украины к проекту "Нового Шелкового пути" из Китая в Европу именно в этом и состоит: транзит азиатских грузов в Европу через украинские порты, а потом - авто и железные дороги. Развитие же Via Carpatia – фактически усилит преимущества румынского порта Констанца над портами Большой Одессы (Черноморск, Одесса, Южный) в конкурентной борьбе за китайский грузопоток.
"В случае реализации проекта Via Carpathia, Украина может полностью или частично потерять грузы, которые идут через территорию нашего государства из портов Большой Одессы в направлении стран Прибалтики, в частности по автомобильному коридору Е95 (его частью является трасса Киев-Одесса. - "Апостроф") и ускоренным контейнерным поездам "Викинг" и "Зубр". Эта автомагистраль оттянет часть транзитных грузов с территории Украины и лишит нашу страну возможности зарабатывать на транзите грузов в этом направлении. Это, по своей сути, антиукраинский проект и он противоречит национальным интересам Украины. Но механизмов влияния на его реализацию у украинского правительства нет", - считает транспортный эксперт, экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.