Каждые несколько лет новости возвещают о возможном создании армии ЕС, вызывая суматоху. Сама мысль об этом – и мечта, и страшилка: на каждого брюссельского федералиста, который думает, что общие силы обороны Европе необходимы, приходятся те, кто в страхе думает о потенциальных врагах.
Но в этом году Германия и два ее европейских союзника - Чехия и Румыния - спокойно сделали радикальный шаг по пути к чему-то очень похожему на армию ЕС: они объявили об интеграции своих вооруженных сил.
Все вооруженные силы Румынии не присоединятся к Бундесверу, а чешская армия не станет просто немецким подразделением. Но в ближайшие несколько месяцев каждая страна присовокупит одну бригаду к вооруженным силам Германии: 81-я механизированная бригада Румынии примкнет к подразделению быстрого реагирования Бундесвера, а 4-я чешская бригада быстрого развертывания, которая служила в Афганистане и Косово, войдет в состав 10-й бронетанковой дивизии немцев. При этом они последуют по стопам двух голландских бригад, одна из которых уже стала частью подразделения быстрого реагирования Бундесвера, а другая - первой бронетанковой дивизии. По словам Карло Масала, профессора международной политики Военного университета Мюнхена, «правительство Германии выказывает желание продолжить европейскую военную интеграцию» - пусть остальные страны континента к этому не готовы.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер неоднократно поднимал идею создания армии ЕС, но ее встречали либо насмешкой, либо неловким молчанием. И это по-прежнему так, хотя Великобритания, вечный противник идеи, выходит из союза. Между оставшимися государствами-членами мало согласия в отношении того, как именно будет выглядеть такая сила. Пока процесс идет медленно. В марте этого года в Европейском союзе был создан совместный военный штаб, но он отвечает только за учебные миссии в Сомали, Мали и Центральноафриканской Республике и располагает небольшим штатом в 30 человек. Были разработаны другие многонациональные концепции, например, «Скандинавская боевая группа», небольшая команда быстрого реагирования в 2400 человек, образованная странами Балтии, несколькими государствами Северной Европы и Нидерландами, и «Объединенные экспедиционные силы Великобритании», мини-НАТО, куда входят страны Балтии, Швеция и Финляндия. При отсутствии подходящих возможностей развертывания, эти группы можно считать несуществующими.
Но под непритязательным названием «Концепция рамочных наций» Германия работает над чем-то гораздо более амбициозным – созданием, по существу, сети европейских мини-армий, возглавляемой Бундесвером. «Инициатива исходила из слабости Бундесвера, - говорит Юстина Готковска, аналитик по безопасности Северной Европы в Центре восточных исследований в Польше. - Немцы поняли, что Бундесвер должен заполнить пробелы в своих сухопутных войсках, чтобы получить политическое и военное влияние в НАТО». Помощь от младших партнеров, возможно, лучший шанс Германии на быстрое наращивание своих вооруженных сил – а мини-армия под руководством Германии может быть самым реалистичным вариантом программы совместной безопасности.
«Пробелы» - это преуменьшение. В 1989 году немецкое правительство потратило 2,7 процента ВВП на оборону, но к 2000 году расходы сократились до 1,4 процента, где и остаются в течение многих лет. Действительно, в период между 2013 и 2016 годами расходы на оборону застряли на 1,2 процентах – что далеко от 2-процентного контрольного показателя НАТО.
Поэтому Германия хочет поделиться своими ресурсами с младшими партнерами в обмен на «аренду» их войск. Для малых стран эта инициатива - способ привлечь Германию к более активному участию в европейской безопасности.