Решительный шаг в сторону перехода на электромобили делает Китай, на который приходится уже треть мирового легкового авторынка. Если он объявит дату перехода на электромобили, как это уже сделали Британия, Франция и Норвегия, то ее можно будет считать датой финала бензиновой эры
Электрокитай
Поднебесной не привыкать перевешивать чашу глобальных весов на одну сторону. Она способна сделать это и в автопроме, где сформировался гигантский рынок: в 2016 году в КНР было продано 28,03 млн легковых автомобилей. Это почти ровно треть глобального рынка, составляющего 86 млн автомобилей в год. При этом рост китайского авторынка по сравнению с 2015 годом составил 13,7%.
В субботу заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь заявил на экономической конференции в Тяньцзине, что китайское правительство решило присоединиться к Норвегии, Великобритании и Франции, которые окончательно решили перейти от автомобильных двигателей, работающих на бензине, на машины с электродвигателями. Принципиальное решение в Пекине принято, осталось определить дату отказа от бензина. После заявления Синя Гобиня акции компаний, занимающихся разработкой и выпуском электромобилей, значительно поднялись в цене.
Китайские власти уже немало сделали для развития производства автомобилей с электрическими двигателями. Зарубежным компаниям, создающим совместные с китайскими фирмами предприятия, которые будут выпускать исключительно электромобили, предоставляются различные льготы.
Об отказе от бензина в Китае говорят не первый год, но впервые, пожалуй, об этом заговорил высокопоставленный чиновник. А для автомобильной отрасли регулятивные требования порой играют решающую роль. Так было, например, с борьбой за экологичность выхлопа двигателей внутреннего сгорания (ДВС), или — за повышение уровня безопасности.
Судя по заявлениям политиков разных стран, почти 80% глобального автомобильного рынка движется к запрету бензина и переходу на электромобили и гибриды. Однако движение это было до последнего времени неторопливым, если не сказать - медленным. В то время, как суммарный мировой автопарк достиг почти миллиарда машин, по данным Bloomberg New Energy Finance (BNEF), в 2016 г. было продано всего лишь 695 тыс. электромобилей, т.е. менее 1% (0,83%). А правительство КНР намерено требовать от автопроизводителей, чтобы, начиная со следующего года, продажи электромобилей и гибридов составляли не менее 8%.
Продажи автомобилей, работающих на других видах топлива, к 2025 году должны вырасти в КНР в 10 раз и достичь 7 млн штук. Только в этом году, по данным издания China Daily, предполагается построить примерно 800 тыс. станций подзарядки.
Второй азиатский гигант – Индия тоже не намерен оставаться в стороне от модных тенденций. К 2020 году индийский авторынок, по прогнозам, должен обойти немецкий и японский и стать третьим в мире после КНР и США.
И электромир
В Индии тоже активно обсуждается отказ от бензина. Правительственный научно-исследовательский институт Niti Aayog, разрабатывающий реформы, поставил цель - довести количество электромобилей к 2030 г. до 44% от всего автопарка Индии.
Власти поощряют индийцев покупать электромобили и машины с гибридными двигателями при помощи налогов. Налоги на этот вид автомобилей по сравнению с традиционными, бензиновыми ниже на 31%.
И все же в настоящий момент тон в переходе от бензиновых к электрическим машинам задают развитые страны. Франция и Великобритания, шестой и седьмой авторынки планеты, планируют избавиться от традиционных машин в пользу электромобилей к 2040 году, а маленькая (в отношении продаваемых машин — 0,2 млн в 2016 г.) Норвегия намерена сделать это на 10 лет раньше.
Сейчас электромобили стоят значительно дороже традиционных машин с теми же характеристиками. Переход будет проходить одновременно с выравниванием стоимости между традиционными машинами и электромобилями за счет снижения цен на батареи. BNEF ожидает, что в Евросоюзе и США паритет цен между бензиновыми машинами и электромобилями будет достигнут уже к середине 20-х годов.
В Международном энергетическом агентстве (IEA) считают, что максимум использования нефти в автопроме, производящем легковые машины, более-менее уже достигнут. В 2040 г. на нефть, по прогнозам, будет приходиться лишь 7% сектора.
До появления на дорогах в 2008 году первого электромобиля Tesla, единственным крупным автопроизводителем, серьезно относившимся к машинам с электрическими двигателями, была японская компания Mitsubishi Motors Corp. Сейчас уже все автомобилестроительные компании разрабатывают свои электромобили. Последними о планах производства автомобилей с электрическими двигателями объявили директора Fiat Chrysler Automobiles NV и Maruti Suzuki India Ltd. Серджио Маркионне и Р.С. Бхаргава.
В России пока отмалчиваются. Но поскольку российский легковой автопром технологически почти полностью контролируется иностранными фирмами, в том числе французской Renault (а также VW, европейским отделением Ford и т. д.), если в Европе начнется переход на электромобили, он с некоторым лагом произойдет и у нас. Во всяком случае, в настоящее время политика иностранных компаний в РФ такова, что у нас производятся автомобили современного уровня, на глобальных платформах.