"Титаник" – крупнейшее пассажирское судно начала XX в., принадлежавшее английской почтово-пассажирской пароходной компании "Уайт Стар Лайн" – был построен в 1911 г. Его водоизмещение составляло 46 328 т, длина – 269 м, скорость – 25 узлов. Во время своего первого плавания из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. "Титаник", столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Число погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы более 14 млн фунтов стерлингов, по тем временам – астрономическая сумма. Гибель "Титаника" – одна из величайших морских катастроф XX в. Такова общепринятая история.
Гибель "Титаника". Рисунок по воспоминаниям пассажира Фредерика М. Хойта. 1912
1 сентября 1985 г. трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе "Альбин" на глубину свыше четырех километров и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус "Титаника". Однако его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели гигантского лайнера, но и вызвало много новых вопросов.
Так, все эти годы считалось, что "Титаник" затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 м. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса судна. Но отчего произошли эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?
Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, имевшая температуру 2 градуса по Цельсию.
Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу..
Факт столкновения "Титаника" с плавучей ледяной горой сомнения вроде бы не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66 000 т, двигавшееся со скоростью 40 км/час!
Может быть, "Титаник" вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это "что-то" намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве "ширмы" и став истинным виновником гибели судна? Ну а если все-таки виновник – айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море – явлении удивительном для этих широт и этого времени года – вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы?
Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей в "вороньем гнезде" на мачте даже не снабдили биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду "Полный назад! Прямо руль!", то "Титаник" остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устранялся заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми остальные 12 отсеков обеспечили бы "Титанику" плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.
Но Мэрдок скомандовал по-другому: "Полный назад! Лево руля!", подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера.
Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели "Титаника", пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход "Калифорниен" – единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода "Калифорниен", одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившихся на борту "Титаника". Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, а тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.
В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 г. Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели "Титаника", пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. "Калифорниен" находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий "Титаник". Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Однако вместе с тем выяснилось, что между тонущим "Титаником" и лежащим в дрейфе "Калифорниен" оказалось еще какое-то судно, причем с "Титаника" его принимали за "Калифорниен", а с "Калифорниен" – за "Титаника".
Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его "Икс") удалось достаточно точно установить по записям в вахтенном журнале "Калифорниен" и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с "Титаника". Эти маневры представляются достаточно странными.
"Икс", идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время – в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда "Титаник" сталкивается с айсбергом, "Икс" стопорит машины и ложится в дрейф, а затем… разворачивается на 180 градусов, словно намереваясь пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали – с расстояния около шести морских миль – наблюдая за развитием трагедии "Титаника". После этого "Икс" запускает машины, снова разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на "Калифорниен".
Что же это был за "Икс" и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет "Титаник", то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, "Икс" вовсе и не был судном?
(По материалам В. Ильина)
Прошло сто лет. Никого из спасшихся пассажиров сегодня нет в живых. Настало время расставить новые акценты, не опасаясь праведного гнева родных и близких утонувших и спасшихся.
Потому-то некоторые дельцы производят щедрые вливания в глубоководные атлантические проекты. Потому-то нет более смысла скрывать грянувшие как гром среди ясного неба результаты "хождения" в 1996 г. на "Титаник" французской экспедиции "Эллипс программ" и английской "Дискавери ченелл", сопровождаемых напичканным сканирующей электроникой судном "Надир".
Как четко явствует из документов, пароход покоится на глубине 3826 м, и на его корпусе нет оставленного от касательного контакта с айсбергом протяжённого и широкого канального отверстия, зато есть шесть расположенных ниже ватерлинии на носу круглых компактных дыр, с металлом, загнутым вовнутрь. Эксперты пишут:
"Судно погружалось на протяжении двух с лишним часов, поначалу незаметно для экипажа. Если бы случилось столкновение с айсбергом, то через огромную пробоину массы воды заполнили бы корпус почти мгновенно. Однако этого не последовало, потому что общая площадь "водозаборных" дырок не превысила пяти квадратных метров. Отсюда следует, что торпедная атака была. Торпеды выпустил неустановленный военный корабль, а никак не подводная лодка: субмарины тогда имели ограниченную дальность хода, и ничтожно вероятно, что даже лучшая из них получила приказ уничтожить лайнер в Атлантическом океане".
В 2002 г. американцы с минимальной оглаской повторно обследовали корпус "Титаника", сумев внедрить юркие, не связанные кабелями с основным глубоководным аппаратом зонды в отдалённые и потаённые закоулки гиганта. Материалы видеосъёмок, вопреки ожиданиям, не получили огласки, кроме заявления, что найдены новые, по левой корме, ближе к днищу, пробоины, подозрительно похожие на следы торпед.
Эксперт Дональд Вильман напомнил, что выжившие пассажиры и члены экипажа давали показания о том, что отчётливо слышали в чреве судна серию локальных взрывов. Он предполагает, что торпедных атак на самом деле было две. Скорее всего, для верности "контрольный" залп был произведён ещё одним кораблём, лёгшим в дрейф и под покровом ночи сделавшим свое чёрное дело.
Версия о торпедировании теоретически непотопляемого "Титаника" в кругах учёных – участников глубоководных и исследовательских экспедиций – уверенно отвоёвывает право на жизнь, прежде всего потому, что на корпусах судов, пострадавших от столкновений с ледяными горами, обязательно наличествуют огромные пробоины площадью 25–30 м. "Титаник" же отмечен несоразмерно меньшими отверстиями, расположенными в отдалённых друг от друга местах.
Относительно того, будет ли поднят бронированный, загруженный слитками платины и золота отсек, находившийся на судне и хранивший какие-то тайные доказательства вины покушавшихся на судно злоумышленников, мнение едино. Это непременно сделают, несмотря на технологические сложности: слишком многое здесь поставлено на карту! Если это произойдет, эксперты смогут доказать, что "Титаник" был погублен преднамеренно.