Сто великих украинцев — Иван Григорьевич Григорович-Барский

Сто великих украинцев — Иван Григорьевич Григорович-Барский

Выдающийся украинский архитектор, автор проектов многих гражданских построек Киева.

Своим предком киевские Барские считали воина Григоровича, в 1195 г. отмеченного шляхетским гербом «Любеч» за победу над пруссами. Об этом говорилось в выписке из старинных «Киевских гродских книг», в 1784 г. выданной из архива по запросу Киевского дворянского собрания. В 1787 г. род Барских был записан в «Киевскую родословную книгу» под новой, «благородной», фамилией Григоровичей-Барских.

Как писал Иван Барский, его дед Иван, житель подольского города Бар (ныне райцентр Винницкой обл.) в 1648 г. с женой Евдокией и сыновьями Кириллом и Григорием переехал в Киев и поселился в Печерском местечке, где имел «купеческий промысел».

После 1710 г. сын Ивана, Григорий, переехал с Печерска на Подол и йог селился в усадьбе напротив Успенского собора. Его сыновья, Василий и Иван, получили образование в Киевской академии, находящейся неподалеку от их дома.

Иван с семьей, как он сам писал, до конца своих дней обитал в отцовской усадьбе — в построенных по его собственному проекту «каменных палатах». В 1770-х годах И. Барский возвел дом и для своего соседа — греческого купца Ю. Дранчева. Благодаря старинным чертежам современные исследователи воссоздали планировку жилища выдающегося зодчего — одноэтажное здание, под которым размещались хозяйственные подвалы.

Брат Ивана, Василий, по описаниям современников, был черноволос и кареглаз, любознателен к знаниям и со способностями к живописи. Его судьба сложилась неординарно. Подростком он заболел и отправился во Львов, надеясь на помощь европейских «эскулапов». Там, излечившись от недуга, продолжил обучение во Львовской академии. Для исполнения давней мечты — увидеть дальние страны, Василий выехал в Италию, затем путешествовал по странам Средиземноморья и Востока. Он в совершенстве выучил новогреческий язык, а владение арабским помогло ему побывать в священных мусульманских городах, закрытых для «неверных». Путешествуя, В. Барский вел записи, сопроводив их 150 рисунками. Стал выглядеть и разговаривать, «как грек», даже родная мать вначале не узнала его. Вскоре В. Барский умер и как почетный воспитанник Киевской академии был похоронен на её территории — у стены Богоявленского собора. На последней странице дорожных записок талантливого художника и неутомимого путешественника сохранился текст эпитафии, собственноручно написанный его братом Иваном для своего будущего надгробия, в которой перечислены все сооруженные им постройки. Умер И. Григорович-Барский, как свидетельствует запись в метрической книге, в 1791 г. и был похоронен возле Успенского собора, в парафин которого жил. К сожалению, это кладбище было уничтожено в 1930-х годах и захоронение И. Барского не сохранилось, как и могила его брата Василия.

И. Барский всю свою жизнь провел в Киеве — был купцом и чиновником магистрата, исполняя обязанности городского зодчего. Архитектурное образование он получил в Киево-Могилянской академии, где в частности преподавали военную и гражданскую архитектуру, механику и гидравлику, рисование, живопись и черчение. Эти знания впоследствии пригодились Барскому как городскому архитектору. Он стал автором проектов архитектурных памятников, многие из которых сохранились в Киеве на Подоле. Это — бывший городской фонтан «Фелициал» (больше известный как «Самсон»), Покровская и Набережно-Николаевская церкви, старый Гостиный двор, кельи Греческого монастыря, бурса Киевской академии, «хлебный магазин»; колокольни Екатерининской, Петропавловской, Успенской и Цареконстантиновской церквей. Барского также считают автором проектов зданий полковой канцелярии в Козельце, так называемого «дома Петра І» в Киеве и галереи на территории Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

Фонтан «Фелициал» (1748-1749 гг., отстроен в 1982 г.) был сооружен на главной городской площади Подола над городским колодцем и имел вид павильона-ротонды, украшенного арками и колоннами. Его черепичную крышу венчает фигура Святого апостола Андрея, держащего крест. Вода к «фонтанному колодцу» поступала по деревянным трубам, проложенным от источников у подножия Андреевской горы.

Еще одной выдающейся киевской постройкой стал «запасной хлебный магазин», сооруженный в 1766 г. (сохранился в перестроенном виде), — городское зернохранилище на случай неурожая или войны. Это была прямоугольная одноэтажная постройка с небольшими окнами, в которую через большие сквозные арки въезжали телеги с зерном.

«Гостиный двор», возведенный в 1760-х годах, имел вид прямоугольника с внутренним двором для хранения купеческих товаров. В центре главного фасада этого «каре» располагалась гостиница в барокковом стиле, к дверям которой вело высокое крыльцо. Стены и окна здания украшала лепнина, высокие крыши «с заломами» были крыты деревянными плашками.

Студенческое общежитие — бурса, было сооружено в 1778 г. на берегу Днепра. Это была одноэтажная постройка с большими окнами, середину главного фасада которой украшал высокий барокковый фронтон.

Одной из жемчужин киевской церковной архитектуры стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный в 1766 г. и напоминающий собор Рождества в Козельце (1746-1753 гг.). Оба барокковых храма двухъярусные, с высоким крыльцом, украшены куполами, их стены богато декорированы лейкой и колоннами. Планировка каменной Покровской церкви напоминает украинские деревянные треглавые храмы, а оригинальный декор придает ему черты дворцовой архитектуры.

Двое сыновей И. Барского не пошли по отцовскому пути. Один стал государственным чиновником, другого избрали главой Управы киевских ремесленных цехов. Лишь третий, Иван, содержал завод по производству кирпича, способствуя делу строительства родного города.