Российская дезинформация: цели, формы, угрозы
В докладе, подготовленном группой американских и европейских аналитиков, отмечается, что «правительство России использует дезинформацию, подстрекательство к насилию и разжигание ненависти, стремясь разрушать доверие, подрывать мораль, ухудшать информационное пространство, раскалывать дискурс общества и усиливать пристрастность».
По словам исследователей, «российская кампания дезинформации – грозное наступательное и оборонительное оружие». При этом, как отмечают авторы доклада, способность западных демократий реагировать на российскую кампанию ограничена потерей центральными СМИ способности доносить свою информацию эффективно и авторитетно.
Применение дезинформации российскими властями отличается от традиционных форм пропаганды, продолжают исследователи. Ее цель не в переубеждении, но в подрыве. Вместо того, чтобы призывать к действию, она стремится отвлечь аудиторию, приведя ее в пассивное и параноидальное состояние. В самой России эта концепция известна как «информационно-психологическая война» – тактика, используемая с целью дезорганизовать и деморализовать противника. «Эта война ведется в восприятии и в умах людей», – отмечается в докладе.
В докладе отмечается, что российская дезинформация распространяется открыто – через телевещание на иностранных языках, в частности, через многоязычный телеканал «Россия сегодня» и агентство Sputnik International – но также и скрытно. В этом случае задействуются номинально независимые журналисты, эксперты и комментаторы (у многих из которых есть дефицит легитимности или статуса) и интернет-тролли.
Основная идея российской дезинформации проста: «США ведут эгоистичную, безжалостную борьбу за мировое господство», поэтому «похвально и оправданно все, что Россия или любая другая страна может сделать, чтобы этому противостоять». Россия преподносит основы современной евроатлантической безопасности, включая вступление в НАТО бывших коммунистических стран и поддержку Западом Украины, как лицемерные и несправедливые. Страны Центральной и Восточной Европы показаны как истеричные и проникнутые русофобией марионетки США, управляемые недобросовестными элитами, которым нет дела до интересов своих народов.
Рекомендации по противодействию дезинформации
В докладе СЕРА сформулированы рекомендации, которые включают тактические, стратегические и долгосрочные приоритеты, частично направленные на то, чтобы укрепить СМИ в демократических странах и информировать общественность.
В частности, предлагается проведение на постоянной основе системного анализа воздействия российской пропаганды, среды ее распространения и трендов. Еще одной мерой может стать создание международной комиссии под эгидой Совета Европы с консультативными функциями, призванная также определять качество работы вещателей. В этом ряду следует упомянуть и предложение о создании «хартии блогеров», присоединение к которой означало бы соответствие этическим стандартам.
Исследователи предложили создать ряд структур в США и Евросоюзе, которые занимались бы стратегическими коммуникациями. В этой связи авторы доклада подчеркивают необходимость взаимодействия правительств с медиа и НПО в целях содействия «транснациональному критическому подходу и доверию».
По примеру украинского телевидения «Громадське», аналитики высказываются за «сильного, независимого общественного вещателя, который мог бы вырасти в авторитетного проводника информации». В этой связи доклад упоминает работу голландской организации Free Press Unlimited по созданию независимого регионального новостного русскоязычного агентства. Кроме того, агентство BBC по просьбе МИД Великобритании разработает «фабрику контента», чтобы помочь странам Балтии и ЕС создавать новые развлекательные программы на русском языке, способные конкурировать с подобным российским продуктом. В этой связи в докладе упоминается уже действующий в Эстонии телеканал ETV+.
Доклад содержит предложение создать рабочую группу – «фабрику идей», вырабатывающую подходы к темам, воспринимаемым в ряде случаев как исторические и психологические травмы. В качестве иллюстрации приводится эксплуатация кремлевской пропагандой истории Второй мировой войны, когда, согласно логике Кремля, «любой, кто выступает против России, является фашистом».
Авторы доклада предлагают усилить работу по расследованию дезинформации, гибридных кампаний, а также по разрушению создаваемых ею мифов. В этом же контексте предлагается целенаправленно проводить работу по обучению аудитории распознавать дезинформацию.
Доклад также содержит призыв к рекламному бойкоту, который прекратит финансирование западными компаниями каналов, пропагандирующих ненависть и демонизирующих ЛГБТ сообщества, а также заставит западные компании прекратить поставлять им развлекательный контент.