14 лет назад, 15 мая 2005 г. на 57-м году оборвалась жизнь замечательной актрисы театра и кино, народной артистки России Натальи Гундаревой, которая была настолько популярна, что ее часто называли самой народной из всех народных. Она сыграла много ярких ролей, но ее первой главной ролью была Анна Доброхотова в фильме «Сладкая женщина», благодаря которой ее кинокарьера пошла на взлет. А ведь этого могло и не случиться – поначалу актриса отказывалась от съемок, не считая себя ни «сладкой женщиной», ни одной из тех красавиц, каких обычно приглашают на главные роли.
Сценарий «Сладкой женщины» был написан на основе повести популярной в 1960-х гг. писательницы Ирины Велембовской, которую называли «Шукшиным в юбке» и основоположницей женской психологической прозы. Ее книги тогда издавались огромными тиражами и переводились на иностранные языки. Дочь Велембовской Ксения рассказывала: «В последние годы у мамы был роман с «Ленфильмом». Однажды она вернулась потрясенная. Рассказала, что в пробах «Сладкой женщины» принимали участие Высоцкий и Гундарева. Была уверена, что кино будет необыкновенным». Однако результат не оправдал ее ожиданий: Высоцкий так и не снялся в фильме, в сценарий внесли много правок. Но зрители разочарованы не были: в год премьеры фильм посмотрели 32 млн человек.
В роли интеллигента Тихона режиссер Владимир Фетин видел только Владимира Высоцкого. Однако у актера был слишком плотный график: как раз в то время он снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», к тому же был занят в театральных постановках, и каждый день у него был расписан по минутам. Тем не менее он нашел время для кинопроб, которые получились очень удачными, и его утвердили на роль Тихона. Директор «Ленфильма» написал письмо руководству Театра на Таганке с просьбой отпустить актера на время съемок. Ему разрешили сниматься в свободное от основной работы время, но в последний момент Высоцкий отказался сам. Фетину пришлось срочно искать другого актера, и в результате роль досталась Олегу Янковскому. Сегодня в этом образе сложно представить кого-то другого.
Проблемы возникли и с поиском главной героини. Режиссер планировал снимать в роли Анны Доброхотовой свою жену, актрису Людмилу Чурсину, но она не видела себя в образе «сладкой женщины» и сама предложила мужу кандидатуру молодой Натальи Гундаревой. До этого она не играла главных ролей в кино и считала это вполне объяснимым и справедливым: «Увы, фактура у меня не самая подходящая. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я – полная, рыхлая, себя стеснялась».
Режиссер и сам сомневался в том, что она справится с ролью, ведь главная героиня должна была быть не только привлекательной и уверенной в собственной неотразимости, но и при этом вызывать у зрителя не презрение из-за ее меркантильности и примитивности, а жалость и сочувствие. При этом ей нужно было сыграть Анну Доброхотову и совсем юной девушкой, и зрелой женщиной. А Гундарева не была уверена в своих силах и ужасалась, когда видела себя на экране. После выхода фильма «Здравствуй и прощай!» она сокрушалась: «Это полный кошмар! Экрана еще не придумали, чтобы мою силу поместить!».
Когда Гундаревой позвонили с «Ленфильма», она решительно отказалась от кинопроб со словами: «А вы меня в жизни видели?.. Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду». Для молодой актрисы, которая до этого снималась лишь в эпизодах, такое поведение было нелогичным – такой шанс выпал! И в этом фильме она на самом деле очень хотела сыграть. Но позже актриса объяснила: «Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось. Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли – это вряд ли».
И все-таки ассистенту режиссера удалось уговорить актрису приехать на пробы – мол, даже если для этой роли она не подойдет, Фетин найдет для нее работу в других своих фильмах. Но все опасения были напрасными – в кадре Гундарева выглядела легкой, грациозной, манящей и невероятно притягательной. Ее утвердили на роль тут же. Узнав об этом, актриса, по ее признанию, испытала просто «щенячий восторг». Она начала дорабатывать образ, придумывая ему все новые и новые черты.
Актриса наблюдала за теми женщинами, которые ей казались похожими на ее героиню, на улицах и в магазинах, пытаясь запомнить и воспроизвести их жесты, мимику, манеру двигаться и говорить. Гундарева вспоминала: «Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, – все хотелось втолкнуть в эту работу… Я уже видела свою «сладкую женщину»: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого… В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…». И в ее исполнении грубая мещанка и правда выглядела обаятельной и заставляла зрителей сопереживать.
После выхода фильма на экраны 28-летняя Наталья Гундарева проснулась знаменитой. По результатам опроса журнала «Советский экран» ее признали лучшей актрисой года, «Сладкая женщина» стала трамплином в ее творческой жизни, фильм был лидером проката в СССР в 1977 г., его выкупили для показа во многих странах мира.