Несколько дней назад Федеральное архивное агентство запустило интернет-проект «Крым в истории России», в котором отдельный раздел посвящен событиям, связанным с оккупацией полуострова российскими войсками. Наибольший интерес «экспозиции» представляют, конечно, не обнародованные документы и фотографии, а набор манипуляций и подтасовок, с помощью которых уже сегодня российские историки пытаются придать факту военного вторжения другие смыслы и, так сказать, благопристойный вид. Что пытаются скрыть фальсификаторы и на чем расставляют акценты?
Крым против Европы
Как подают: первым документом в разделе с пафосным названием «Возвращение в родную гавань», который посвящен событиям пятилетней давности, представлено решение Президиума крымского парламента о том, что, «опираясь на мнение большинства жителей автономии», они поддерживают решение украинского правительства о приостановке процесса подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС. Российским историкам очень хотелось представить полуостров очагом анти-интеграционного сопротивления.
Как помнится: никто у «большинства жителей автономии», конечно же, никакого мнения по данному вопросу не спрашивал. Данное решение Президиума в политическом сообществе Крыма было воспринято как очередной «прогиб» по партийной линии (на тот момент Президиум представляли члены правительственной «Партии регионов») и серьезно не воспринималось. Упоминаемое в тексте заявления «большинство крымчан» о приостановке процесса подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС узнало только после того, как «Беркут» разогнал с Майдана студентов.
Не дадим нарушить мир
Как подают: на следующий день после избиения студентов все тот же Президиум выдал обращение к крымчанам, в котором высказывает тревогу «за будущее нашей страны» и призывает жителей полуострова не поддаваться на провокации «политических авантюристов». Там же впервые звучит тревожный лейтмотив: «Не дадим никому нарушить мир и спокойствие на нашем полуострове!». Видимо, пропагандисты хотели этим документом продемонстрировать, что мудрые члены Президиума уже 1 декабря 2013 года предвидели, что у «политических авантюристов» явно имеются планы по провокациям и нарушению спокойствия на полуострове.
Как помнится: к разгону студентов крымчане отнеслись по-разному (многие с одобрением), но никто не воспринял эти события за восемьсот километров от Крыма как признак очевидной угрозы миру и спокойствию на полуострове и не особо потревожился «за будущее нашей страны». Обеспокоенность крымских парламентариев воспринималась не более чем политическая риторика – местные «регионалы» давали оценку действиям политических оппонентов, привычно разделяя стороны на «своих» и «оранжевых».
Не будем жить в «бандеровской» Украине
Как подают: в день, когда были убиты первые участники противостояния на Майдане, крымский парламент выдает уже восьмое по счету решение/обращение, до краев наполненное «оголтелыми экстремистами», «приспешниками фашистов», «политическими марионетками» и прочими советскими лозунгами. Важным в этом документе является четко сформулированный месседж про угрозу: «крымчане окажутся под угрозой насильственной майданизации и утраты всех завоеваний автономии и ее статуса. Нас будут заставлять отречься от многовековой общей истории с Россией, забыть русский язык, жить с клеймом «жид», «москаль», «чужинець» и под нацистские лозунги предать подвиг наших отцов и дедов, победивших фашизм». Дальше по тексту и вовсе обозначено, что «крымчане… не будут жить в «бандеровской» Украине». Видимо, российские пропагандисты в документе за странной подписью «Верховная Рада Автономной Республики Крым» хотели показать уровень опасности и готовность крымчан убежать от неонацистов и экстремистов в «родную гавань».
Как помнится: на рядовых крымчан оголтелая российская пропаганда в тот момент действовала еще не настолько серьезно, чтобы воспринимать низкопробные штампы как реальную угрозу «майданизации» и «забывания русского языка». Миф про десятки «поездов дружбы» с воинствующими радикалами и неонацистами был навязан населению значительно позже. А в конце января многие жители полуострова хоть и не одобряли события на Майдане, но при этом активно интересовались – сколько платят за день в Киеве «бютовцы», и сравнивали с теми расценками, которые им предлагали местные вербовщики «антимайдана». Людей больше заботили не виртуальные «бендеровцы» и отказ жить в Украине, а реальный курс доллара, очереди к банкоматам и сложности из-за политического кризиса с получением кредитов.
Триколор над крымским парламентом
Как подают: «Водружение российского флага на фасаде здания Верховной Рады Автономной Республики Крым» – гласит надпись под фотографией, представленной в экспозиции. На фотографии видно, как молодой человек, стоя на плечах других людей, пристраивает удочку с триколором между буквами на фасаде здания. Сотрудники милиции за этим бесстрастно наблюдают. Фото датировано 25 февраля и, очевидно, имеет целью продемонстрировать, что к тому времени крымчане уже настолько мечтали «вернуться в родную гавань», что вывешивали российские флаги на государственных зданиях.
Как помнится: на самом деле желающих «родной гавани» в тот день под парламентом собралось до неприличия мало – по оценкам журналистов, от трехсот до пятисот человек. На других государственных зданиях триколоры никто не вывешивал, вопроса о переходе в состав «гавани» собравшиеся не поднимали – требовали снять трезуб и защитить крымский «Беркут» на Майдане.
Создали все условия
Как подают: через день после водружения на стене парламента триколора крымские депутаты принимают решение о проведении референдума о «государственной самостоятельности» Крыма, отправляют в отставку правительство и назначают новым премьером Сергея Аксенова. Соответствующие решения от 27 февраля представлены в экспозиции вместе с фотографией баррикады на входе в парламент, тоже датированной этим числом. А вот несколько изображений с подписью «Люди в военной форме с оружием» в этой экспозиции датированы только 1 марта. Очевидно, что по замыслу фальсификаторов хронология событий должна выглядеть так: сначала люди пришли к парламенту, повесили на него триколор и заявили, что хотят в Россию, в парламенте их услышали, назначили референдум и построили баррикады, чтобы «радикалы» не посягали на завоевания автономии. И только спустя пять дней после этих событий на улицах якобы появились «люди в военной форме с оружием». Кто они и зачем пришли с оружием, становится ясно из пояснений к разделу этой экспозиции: «Российская Федерация, откликаясь на просьбы крымчан, предприняла действия, необходимые для предотвращения трагического развития событий. Были созданы условия для свободного волеизъявления жителей полуострова».
Как помнится: в представленной пропагандистами хронологии отсутствует такой неприятный для них эпизод, как события под парламентом 26 февраля. В тот день, несмотря на серьезные финансовые вливания Рустама Темиргалиева и Сергея Аксенова, желающих воссоединиться с Россией собралось значительно меньше, чем крымчан, которые выступали за территориальную целостность Украины. Отправить в отставку крымское правительство и проголосовать за референдум о «государственной самостоятельности» Крыма депутатам так и не удалось. Аксенов в вечернем эфире государственного телеканала заявил, что толпу подогревали российские провокаторы. Темиргалиев ждал ареста.
И вот тут-то, в ночь на 27 февраля, а не 1 марта, отряды спецназначения российской армии, захватив здание парламента и правительства, создали «условия для свободного волеизъявления», после чего и появились представленные в экспозиции решения про отставку правительства, референдум и прочие действия, направленные на создание иллюзии про «счастливое воссоединение». Крымчане в большинстве своем явно не собирались в «родную гавань», но «люди в военной форме с оружием», наводнившие полуостров за несколько дней, были вежливы и очень убедительны.
В представленной экспозиции содержится еще множество ярких примеров откровенной подтасовки фактов. Но никакие фальсификации не помогут создателям фейковой истории насадить миф про «осознанный выбор крымчан» до тех пор, пока в Украине и цивилизованном мире помнят – Крым был банально оккупирован российскими войсками. Хочется верить, что об этом не забывают пять лет спустя, не забудут и в дальнейшем.
Игорь Воротников