Мумия возвращается. Выставка «Тутанхамон, сокровища фараона», которая открылась в Париже 23 марта, — уже вторая на памяти французов. Первая собрала в 1967 году миллионные толпы. Мировое турне, которое совершает фараон в этом году — последнее в его загробной жизни. Объехав десять мировых столиц, он, наконец, навеки упокоится в музее, который строится специально для него и его сокровищ в Египте. Кроме французского, у Тутанхамона есть и советское прошлое. Московская выставка 1967 года запечатлелась в памяти москвичей как огромное событие — первое знакомство с сокровищами музеев мира.
За золотой маской Тутанхамона будут другие выставки — приедет «Джоконда», привезут Эль Греко и Гойю, будет и «Москва — Париж». Но именно египетский фараон даст надежду советскому зрителю, лишенному возможности поехать за границу, но встречу с экспонатами зарубежных музеев.
Открытая Говардом Картером нетронутая гробница, ее несметные сокровища, юный фараон и древняя история — все это уже сто лет поражает воображение, переходя из области археологии в массовую культуру. Венсен Рондо, директор египетского отдела Лувра, считает, что Тутанхамон оказывает такое гипнотическое действие, потому что это, действительно, завораживающий персонаж. «Воображение не справляется с открывшейся картиной», — говорит он.
«Золота — как песка в твоей стране»
«Золота — как песка в твоей стране», — древнеегипетские таблички рассказывают о долине Нила как о стране золота. Посмертная маска фараона Тутанхамона — десять килограммов массивного золота, драгоценные камни и уникальная ювелирная работа — стала одним из крупнейших археологических открытий ХХ века. Правда, в Париж в этот раз ни маска, ни саркофаг, ни сама мумия не попали. Оказалось, что мумия возвращается не всегда. Египетский министр древностей Халед эль-Анани объясняет это тем, что национальные сокровища не подлежат вывозу из Египта. А кроме того, «мы построили неподалеку от пирамид, в Гизе, большой музей, который стоил египетскому государству миллиард долларов, — рассказывает он, — там сокровища Тутанхамона будут выставлены полностью, впервые с момента открытия гробницы в ноябре 1922 года. В том числе, шесть колесниц, над которыми сейчас трудятся реставраторы и которые в конце 2020 года тоже впервые будут выставлены вместе».
В 1967 году парижская выставка собрала 1,2 миллиона человек, этот рекорд не побит до сегодняшнего дня. Нынешнюю экспозицию тоже заранее называют блокбастером. Мало кто может, например, устоять перед «проклятием фараонов». В 1923 году лорд Карнарвон, финансировавший раскопки, умер от воспаления легких в каирской гостинице. Таинственные слухи вокруг его смерти возникли сразу. Говорили, что смерть грозит каждому, кто проникнет в гробницу. Череде смертей пытались найти и более реалистичное объяснение: например, существование ядовитых спор или грибка, якобы пережившего тысячелетия.
Проклятие фараонов, Конан Дойль и фейк-новости
Ученые, однако возражают – большинство умерших и так были преклонного возраста. Египтолог Доминик Фару называет эту легенду «фейковой новостью»: «Если бы проклятие мумии существовало, то умереть должен был сам Картер, — говорит он, — и если бы в гробнице были какие-то древние споры, то опять же, сам Картер. Ведь он первым проник в гробницу, дышал этим воздухом. Но в проклятие продолжают верить, потому что всем этого хочется. В наше время тоже полно фейк-новостей. В начале XX века слово «фейк-ньюз» не существовало, но оно бы очень подошло, и сто лет спустя эта новость по-прежнему жива. Меня все время спрашивают: «А что там проклятие, как оно действует?» То есть, слух был запущен очень удачно. А запустил его Конан-Дойль, так что, как видите, это чистая литература, просто роман».
Выставка включает 150 предметов, принадлежавших фараону — супер-звезде. Это хранители гробницы, небольшие саркофаги, в которых были мумифицированы внутренние органы, атрибуты власти (хлыст и трость). Золото и драгоценные камни — но очень мало вещей, говорящих о самом Тутанхамоне, ставшем властителем Египта в семь лет и ушедшем из жизни в семнадцать. Разве что неожиданно живой штрих: трость сделана из камыша, который фараон «сорвал своей рукой» на берегу Нила, в дельте. Камыш, которому 34 века, неожиданно оказывается способен качаться на ветру.
Фараон жив, пока произносят его имя
У советских людей с фараоном своя история. Не только потому, что как считали древние египтяне, фараон жив, пока его имя произносят вслух. О том же говорит Иосиф Бродский: «Свобода — это когда забываешь отчество у тирана». Но еще и потому, что выставка сокровищ Тутанхамона пробила брешь в культурной изоляции советского зрителя, вынужденного довольствоваться музейными коллекциями внутри страны.
Выставка 1973 года собрала миллионные толпы, люди стояли в очередях ночью, чтобы взглянуть на золотую маску. Открытие, которое должно было состояться в октябре 1973 г., было отложено — Египет вместе с Сирией напал на Израиль, и только через месяц ящики с коллекцией были доставлены в Москву военными самолетами. Из аэропорта в здание музея им. Пушкина их уже доставляли на армейских грузовиках и под вооруженной охраной. С того времени сохранилось видео, на котором советские люди, вглядывающиеся в фантастические археологические сокровища, теперь уже интереснее самого фараона. Выражения лиц, одежда, отклики оказались древностями, исчезнувшими раньше фараона.
Видео завершается заключением в советском духе – «Золото, золото… на нем держались царские троны, строились империи, но уходили в небытие фараоны и гибли государства. Умер Тутанхамон, не оставив в истории заметного следа... Но бессмертно творчество народа». Автор видео ошибся — фараоны и мумии возвращаются. В том числе, и Тутанхамон.
Выставка проходит в выставочном зале La Vilette до 15 сентября