По сообщению сайта Academ.info, новосибирский общественник Павел Подъячев умер ночью 22 ноября в тюремной больнице. По словам близких Подъячева, это произошло после того, как ему стало плохо в камере следственного изолятора в понедельник, 21 ноября, и он был помещен в реанимацию ЛИУ-10 ГУФСИН России Новосибирской области.
Павел Подъячев содержался в СИЗО с 13 марта 2015 года по обвинению в вымогательстве. Руководимая им организация «Безопасный район» выступала против коррупции в Сибирском отделении (СО) РАН, который является собственником значительного числа объектов недвижимости на территории Академгородка.
Начиная с 2014 года, «Безопасный район» выпускала листовки, в которых публиковались данные расследований о злоупотреблениях. Речь шла о раздаче элитных квартир академическим функционерам и чиновникам, использовании федерального имущества, находящегося в ведении Академии наук, в коммерческих целях, о нарушениях в сфере ЖКХ, подконтрольной «академическим» ГУПам, и тому подобном.
Руководство СО РАН обращалось в прокуратуру с требованием возбудить против авторов листовок уголовное дело о клевете, однако, проверки показали, что сведения соответствуют действительности.
В марте 2015 года против Подъячева было сфабриковано дело примерно по той же схеме, по которой был арестован пермский губернатор Никита Белых. Подъячев приехал в приемную депутата Заксобрания и зампредседателя СО РАН Николая Похиленко, где его помощник выдал Подъячеву один миллион рублей. Деньги якобы предназначались для того, чтобы Подъячев не стал публиковать в СМИ некую информацию, содержание которой остается неизвестным до сих пор.
Сам Подъячев виновным себя не признал. В своем выступлении на судебном заседании о выборе меры пресечения он заявил: «Я буду доказывать свою невиновность. Все это спровоцировано. Мы ведем антикоррупционные общественные расследования, но только мы не угрожаем, мы пишем в правоохранительные органы, публикуем на нашем сайте, это продолжается уже не первый год. Я считаю, это ответная реакция темных сил нашего района. Мне выгодно доказать свою невиновность, тем самым доказав виновность той стороны, против которой мы стоим».
Несмотря на то, что Подъячев страдал сердечным заболеванием и гипертонией и в день ареста перенес сердечный приступ, суд отправил его в СИЗО, где и держал более полутора лет.
Смерть Подъячева случилась на другой день после похожей смерти в московском СИЗО-4 «Медведь» бывшего замминистра ЖКХ Подмосковья 52-летнего Владимира Гусева. Гусев был арестован в январе 2016 года по подозрению в хищении и растрате. О том, что здоровье Гусева не позволяет держать его в СИЗО, было хорошо известно из документов, представленных суду. Как описал врач, проводивший вскрытие, «У него сосуды и сердце как будто были хрустальными».
Подобная предвзятость суда показывает, что заключение в СИЗО стало использоваться органами не только как мера пресечения, но и просто для устранения людей, чьи уголовные дела сфабрикованы, либо чьи показания могут сделать фигурантами высокопоставленных особ.