6 мая могло бы исполниться 87 лет знаменитому актеру театра и кино, народному артисту России Александру Белявскому, но 7 лет назад его жизнь оборвалась при загадочных и трагических обстоятельствах. Ему довелось перенести немало жизненных испытаний, но самым страшным стала гибель детей и то, что он ушел так же, как и его приемный сын.
Профессиональная судьба Александра Белявского складывалась очень успешно, хотя поначалу он не мечтал об актерской карьере. После школы он поступил в Московский институт цветных металлов и золота и стал геологом. Белявский принимал участие в геологических экспедициях и проработал по специальности 3 года. А потом любительские постановки в театре, в которых он постоянно участвовал, так его увлекли, что он задумался о смене профессии.
В 1957 г. Александр Белявский поступил в Щукинское училище, и уже на втором курсе сыграл свою первую роль в кино. А главная роль в фильме «Спасите наши души» принесла ему первую популярность. Ему часто поступали предложения не только от советских, но и от зарубежных режиссеров – он снимался в Польше, Франции, ГДР, Финляндии и США.
«Иду на грозу», «Четыре танкиста и собака», «Кабачок «13 стульев», «И снова Аниськин…», «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы, или С легким паром!» – все проекты с его участием пользовались невероятной популярностью. Роль Фокса стала его визитной карточкой, хотя сам актер не ожидал того, что «Место встречи изменить нельзя» станет культовым фильмом: «Если бы я знал, тогда, что этому фильму уготована такая слава… Мы не ждали такого оглушительного успеха. Считал это обычной работой, по ходу которой, конечно, возникали некоторые трудности. Например, в сценарии было написано: «Фокс входит в ресторан и звериным чутьем понимает, что здесь ловушка». А как сыграть это звериное чутье? Но меня Говорухин быстро успокоил: «Саша, ну что ты? Уйдешь в окно, и все поймут, что у тебя звериное чутье». Несмотря на успех, Белявский считал, что эта роль сломала его кинокарьеру – после этого многие режиссеры приглашали его исключительно на роли отрицательных персонажей.
Он продолжал сниматься и в начале 2000-х гг., когда вышли «Антикиллер», «ДМБ», «Бригада» и «Московские окна». Со стороны казалось, что его жизнь – сплошной праздник, и никто не подозревал о том, какие удары судьбы пришлось выдержать легендарному актеру. А вскоре трагические обстоятельства привели к тому, что Белявский навсегда пропал с телеэкранов.
Александр Белявский был женат дважды. Первый брак распался из-за того, что супруги не смогли пережить вместе трагические события: их первый сын утонул в пруду в 2 года – няня не уследила. Белявский тяжело переживал случившееся, какое-то время он пытался забыться с помощью алкоголя. Спасением для супругов стало их решение усыновить двухлетнего ребенка, а вскоре у них родилась дочь Надя. Но через 7 лет актер встретил другую женщину и ушел из семьи. Новым потрясением стало то, что в 20 лет приемный сын Белявского выпал из окна, когда пытался заменить разбитое стекло. Смерть второго ребенка сильно подкосила Белявского, в тот момент он сам был близок к тому, чтобы свести счеты с жизнью.
Во втором браке у Белявского долгое время не было детей. Но когда супруги уже не надеялись на чудо, у них родилась дочь – актеру на тот момент уже перевалило за 70, а его жене было 52 года. Но наслаждаться семейным счастьем им пришлось недолго – вскоре у Белявского случился инсульт. Последствия были очень тяжелыми, актеру пришлось заново учиться ходить и говорить. В фильме «Ирония судьбы-2» он сыграл свою роль без слов – на тот момент у него еще не восстановилась речь. В течение 8 лет любимец публики мужественно боролся за жизнь, но полностью восстановиться ему так и не удалось – он с трудом ходил, забывал слова, плохо говорил. Актер больше не мог сниматься в кино и выходить на сцену театра. Из-за того, что он не мог обеспечивать семью, и из-за ощущения собственного бессилия Белявский сильно переживал.
8 сентября 2012 г. случилась трагедия: 80-летний актер выпал из окна своего дома. Семья жила на втором этаже, и тот факт, что Белявский оказался на лестничном пролете пятого этажа, заставил многих поверить в то, что это было самоубийство. Однако близкие актера уверены: он боролся за жизнь и был жизнелюбом и ни при каких обстоятельствах не мог сознательно пойти на такой шаг. Дочь и жена Белявского склоняются к версии несчастного случая – из-за болезни у него случались обмороки и приступы головокружения, он мог выглянуть в окно и потерять координацию.
В тот день его дочь гуляла на площадке возле дома, жена вышла в магазин и задержалась на улице. Актер мог разволноваться и пойти проверить, все ли в порядке. А поскольку окна их квартиры выходили на другую сторону, он мог выйти на лестничную клетку, откуда была видна детская площадка. Однако его трость, без которой он не мог передвигаться, нашли на пролете между пятым и шестым этажом. Зачем ему понадобилось туда подниматься – загадка. Семья это объясняет тем, что с нижних этажей просто не было видно детскую площадку – мешали кроны деревьев.
Старшая дочь актера Надежда говорила: «Папа столько лет мужественно боролся с болезнью и не мог вот так уйти. Он слишком любил жизнь... И потом, он вряд ли решился бы на такой шаг, зная, что его тело может увидеть не только жена, но и дочь, которая гуляла во дворе. Скорее всего, причина смерти из-за болезни, после которой начались какие-то изменения в мозгу... Если бы он хотел покончить жизнь самоубийством, мог бы просто выпить упаковку снотворного».
Точных причин смерти Александра Белявского до сих пор не знает никто. Правоохранительные органы называют это самоубийством – признаков насильственной смерти и следов борьбы обнаружено не было. Этой же версии придерживаются и некоторые знакомые актера. Так, Станислав Садальский уверен в том, что к такому шагу Белявского подтолкнули проблемы со здоровьем и тяжелые материальные условия. Он даже обвинил в трагедии Союз кинематографистов – за то, что не обеспечили легенде советского кино достойную старость. А близкие актера настаивают на версии несчастного случая – говорят, что он попросту не мог оставить долгожданную маленькую дочь.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060518/38860/