Алексей Гуськов родился в семье военного летчика, штурмана-снайпера. Когда ему было 7 лет, отец погиб при исполнении служебных обязанностей. Конечно, в юности сын тоже хотел стать летчиком, но на медкомиссии в военкомате у него обнаружили катаракту – и с мечтой пришлось попрощаться. В актерскую профессию он попал случайно. После школы Гуськов поступил в Московский государственный технический университет им. Н. Баумана и проучился там 4 года. Но, увидев однажды репетицию спектакля режиссера Анатолия Васильева, понял, чем на самом деле хочет заниматься, и подал документы в Школу-студию МХАТ.
Позже он рассказывал: «Поскольку я из семьи военных, то никаких мыслей насчет театрального искусства не было. Хотя в театр в Киеве мы ходили часто, а он в то время гремел на всю страну. Поэтому с уверенностью могу сказать, что я ничего не планировал, так сложилось. Жизнь всё время тебе что-то предлагает. Нужно научиться её слышать и принимать. Само сложное – угадать свои способности, а самое интересное – угадав, начать их развивать». И хотя Гуськову это удалось довольно рано и безошибочно, он до сих пор называет себя «случайным артистом».
По его признанию, он никогда не мечтал о каких-то определенных ролях, как артисты, которые мечтают сыграть, например, Гамлета. Гуськова в первую очередь интересовала не роль, а тема, поэтому в его фильмографии уже очень много разноплановых работ. Он дебютировал в кино в 27 лет, а первая известность пришла к нему в 33 года, когда актер сыграл главную роль в боевике «Волкодав». С тех по ему часто предлагали образы бандитов – герои с отрицательным обаянием удавались ему особенно хорошо. При этом сам актер не считал их отрицательными персонажами. «Я не считаю ни одного из своих героев негодяем, а тем более «обаятельным негодяем». А то, что мне близки по характеру действующие герои, – это правда… Они – люди страстные, а страсть редко бывает со знаком плюс», – говорил он.
Однако Гуськову меньше всего хотелось становиться заложником одного амплуа, поэтому он отказывался от многих ролей и в 1995 г. решил сделать паузу в съемках, пока ему не предложили роль бильярдиста в фильме «Классик», которая привлекла его психологической глубиной. Актер говорил: «Я начал понимать, что в кино так же можно создавать образ, как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, и мне стало необыкновенно интересно работать в кино».
Спустя 2 года Алексей Гуськов сыграл роль, которая стала его визитной карточкой – капитана Никиты Голощекина в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман». И снова ему удалось уйти от образа классического негодяя – в его исполнении этот образ получился очень неоднозначным. За эту роль актер был удостоен Государственной премии РФ. О своем герое он говорил: «Мне была интересна природа человека, в котором есть всё – вера, мужество, верность, кроме самого главного – умения прощать и понимать».
Гуськов был настолько убедителен в роли мужественного, но жестокого капитана Голощекина, что актера начали отождествлять с его персонажем. После выхода фильма ему постоянно задавали вопросы о том, насколько ему близок этот герой. Гуськов так устал отвечать на эти вопросы и объяснять разницу между ним и собой, что в очередной раз он уже говорил: «Что вы, я гораздо хуже». После этого ему было еще сложнее выйти за рамки амплуа негодяя, ведь и зрители, и режиссеры видели его именно таким. Кроме того, ему часто предлагали однотипные роли военных, что, по его словам, «было невероятно мучительно – это те ловушки, в которые актеры часто попадают».
Властный, волевой, брутальный и жестокий на экранах, на самом деле в жизни он всегда был очень обаятельным, веселым, интеллигентным и добрым. Сам он часто повторяет, что «от Алексея Гуськова нет ничего ни в одной его роли». Его жена, актриса Лидия Вележева, утверждает, что он – очень домашний человек, преданный семье и детям. Вместе они пережили и безденежье, и скитания по общежитиям и коммунальным квартирам, и простои в работе, но уже более 30 лет остаются вместе, что в актерской среде – большая редкость.
После 40 лет к нему наконец пришли слава и признание, и в начале 2000-х гг. режиссеры засыпали актера множеством новых предложений. С тех пор он сыграл десятки ролей, за которые получил несколько престижных кинопремий. Гуськову наконец удалось избавиться от клейма героя с отрицательно харизмой, и сегодня ему предлагают много разноплановых ролей.
После того, как актер в 50 лет сыграл дирижера Большого театра во французской комедии «Концерт», он прославился и за рубежом, и с тех пор часто снимался в иностранных фильмах. Когда в итальянском фильме «Он святой, он человек» Алексей Гуськов сыграл Папу Иоанна Павла II, его работу одобрили даже в Ватикане, признав, что его герой получился очень похожим на своего прототипа.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200520/46459/