Анна Дымна: Как страшная авария стала началом новой жизни

Анна Дымна: Как страшная авария стала началом новой жизни

Кинофильмы с участием одной из красивейших актрис польского кинематографа Анны Дымной до сих пор притягивают внимание многочисленных зрителей. Утонченные черты лица, чувственные губы, обаятельная улыбка... Она могла грустить на экране, как никто другой, и даже слезы в ее прекрасных глазах казались хрустальными. А ведь мало кто знает, что грусть и страдания, горечь потери и трагедия были спутниками нескольких лет ее жизни.

Есть роли в кинофильмах, которые становятся визитной карточкой для актеров на всю жизнь. Такой ролью для героини сегодняшнего нашего рассказа стала роль Марыси в ленте «Знахарь» (1982) знаменитого режиссера-постановщика Ежи Гофмана. Выбор режиссера оказался более чем удачным — начинающая актриса поразила зрителей своим высоким профессионализмом и невероятно привлекательной внешностью. Со времени создания фильма прошло почти 40 лет, а образ прекрасной Марыси до сих пор заставляет сопереживать и любоваться очаровательной игрой актрисы.

На сегодняшний день фильмография Анны Дымной насчитывает более шести десятков ролей и множества сыгранных ролей на театральных подмостках. Ее карьера в кино и театре началась довольно рано и очень удачно. Анна сумела показать свой яркий талант с первой же роли. Правильные, тонкие черты лица, очаровательные губы, нежная улыбка, хорошая фигура, манеры аристократки. Что любопытно, актрисе практически не требовался грим. Публика с интересом наблюдала за тонкой, филигранной игрой и красотой Анны с больших экранов и приходила в неописуемый восторг.

Она покорила зрителя, но мало, кто тогда знал что пришлось пережить актрисе незадолго до съемок фильма. 

Перелистывая страницы биографии

Анна Дзядек (в замужестве Дымна) родилась 20 июля 1951 года в Легнице - старинном городке, расположенном в Западной Польше. В семье будущей актрисы были армянские корни, однако наличие горячей южной крови совершенно не отразилось на ее внешности и темпераменте. С раннего детства девушка отличалась мягким характером, все считали ее очень утонченной, рафинированной особой.

Мама девочки хотела видеть в лице дочери балерину, и всеми способами пыталась привить Анне любовь к балету, сызмальства водя ее на балетные постановки. Та не сопротивлялась, дабы не расстраивать маму, пока не подросла. В юные годы Анна поняла, что на самом деле ее привлекает совершенно иной вид искусства. Любящая мама приняла решение дочери и поддержала ее стремление стать актрисой. Окончив школу, юная красавица стала студенткой Краковской Государственной высшей театральной школы.

Прекрасные задатки таланта, целеустремленность, старательность помогли девушке на отлично усвоить уроки актерского мастерства. Окончив вуз с наивысшими балами, Анна была приглашена в труппу Старого театра. К слову, на его подмостки Анна Дымна иногда выходит и по сей день, считая театр для себя важнее, чем кино. Она всегда рада возможности напрямую общаться со зрителями, подпитываться энергией, исходящей из зала.

Анна Дымна и кинематограф. Роли, прославившие актрису

Она одновременно успевала везде — училась, играла в театре и кино. Только за 1971-й актриса сыграла в 5 фильмах. В ее творческой биографии очень много главных ролей. Но хочется остановиться на некоторых, благодаря которым с талантливой актрисой познакомились и советские зрители в далеких 70-80-х.

Одна из них — роль в фильме «Прокаженная» (1976), где Анна и играет небольшую, но яркую и запоминающуюся роль Мелании Барской.

Вторая — пожалуй, одна из самых любимых как актрисой, так и зрителями — Марыся Вильчур, дочь профессора — в изумительной киноленте Ежи Гоффмана «Знахарь» (1982). Эта история трогает до слез, даже если смотришь фильм в десятый раз.

Фильм имел грандиознейший успех. Прокат картины прошел с триумфом по всему миру. Лицо Анны Дымны не сходило с обложек журналов, о ней писали и говорили как об открытии в польском кинематографе.

В том же, 1982 году была экранизирована история польской королевы, которую увековечили в кинофильме «Эпитафия для Барбары Радзивилл». Главную роль сыграла Анна Дымна.

В 1988 году актриса порадовала своих поклонников еще одной яркой ролью, сыграв Маргариту, в польской экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Анна ушла в работу с головой, она действительно много снималась в родной Польше и отказывалась от проектов в других странах. Это было осознанное решение остаться верной своей стране, своему делу, национальному искусству. Анне пришлось пережить немало ударов судьбы, которые сделали эту хрупкую девушку сильной. Причем не только выстоять самой, но и помочь другим.

Личная жизнь. Веслав Дымны

В юном возрасте Анна познакомилась со сценаристом и актером Веславом Дымны, который стал для молодой актрисы другом и учителем, а со временем и мужем. Это именно его фамилию она носит до сих пор. Веслав был старше Анны на 15 лет, поэтому и не удивительно, что талантливый молодой человек ко времени их знакомства уже был весьма знаменит: писал сценарии, юморески, тексты песен, выступал в популярном краковском кабаре, играл в кино, рисовал. С ним было бесконечно интересно юной актрисе. В 1973 году Анна и Веслав поженились.

Их супружеская жизнь была очень счастливой, но очень короткой. Через пять лет Веслав погиб, и Анна осталась одна. Вся жизнь актрисы буквально рухнула за несколько месяцев. А началось все осенью 1977 года, когда неисправный телевизор спровоцировал пожар в их доме. Серьезно пострадали многочисленные наработки и архивы мужа. Однако этот пожар оказался лишь первым звеном в цепи страшных событий. Не прошло и трех месяцев, как Анна нашла уже в новом их доме Веслава мертвым. До сих пор обстоятельства и причины смерти так и остались не выясненными. Случилось это 12 февраля 1978 года.

Будучи совсем молодой, Анна осталась вдовой. Смерть мужа стала для актрисы величайшим потрясением, она была безутешна в своем горе, поэтому и решила, что никогда уже не будет сниматься в кино и выходить на подмостки.

Но однажды, волею случая, Анне пришлось принять участие в одной из благотворительных акций, посвященной посильной помощи людям с ограниченными возможностями. Именно этот момент оказался поворотным событием в ее жизни. Актриса поняла, что отныне ее главная обязанность — жить, сниматься в кино и помогать тем людям, которым в данный момент намного тяжелее и труднее, нежели ей.

И спустя много лет, давая интервью журналистам, Анна с теплотой вспоминает свою первую любовь и говорит, что именно Веслав помог ей сформироваться как личности.

Страшная авария, ставшая началом новой жизни

Трагическая цепочка в жизни Анны оказалась нескончаемой. Видимо судьба решила еще раз хорошенько ударить, да побольнее. Спустя всего три месяца после трагических событий, в мае 1978 года, Анна ехала за рулем собственного автомобиля на съемки в Венгрию. Она наконец-то решила, что нужно жить дальше и теперь, проезжая мимо озера Балатон, мечтала, наконец, отогнать бесконечно гнетущие ее траурные мысли и открыть новую страницу в своей жизни.

Но то, что случилось дальше, даже Анна не могла объяснить позже: то ли задумалась, то ли уснула за рулем... Очнулась актриса уже в венгерской больнице с тяжелыми травмами ног и позвоночника. Парализованной 27–летней актрисе врачи не давали ни гарантий, ни больших шансов, что она снова будет ходить. Анна выкарабкалась. Многомесячная реабилитация, вера, забота близких и совсем посторонних людей вернули ее к жизни и в профессию. Поэтому, когда в 1982-м актриса играла в «Знахаре», она прекрасно понимала, что она играет, как и для чего.

Именно то драматическое эмоциональное переживание, а также чувство невыносимой физической боли остались в памяти Анны навсегда, заставив по–новому взглянуть на мир: «Когда пришла в себя после аварии, долго была словно где–то далеко. Да, было мне там хорошо. Светло, тепло. Возвращение в реальность означало боль, ощущение серьезности травм. С радостью и облегчением, что боль уходит, снова проваливалась в эту пропасть. Из самого момента, когда пришла в себя, немногое осталось — провал в памяти. Но радость того, что жива, помню до сих пор. Рассудок был словно выключен, но эмоции и чувства сохранились. Это мне дало уверенность, что человек излишне многое планирует, комбинирует. А должен жить, это его обязанность, наивысшее предназначение, шанс и радость».

Попытка вновь обрести счастье


Бракосочетание. Анна Дымна, Збигнев Сзота

После аварии Анне пришлось пройти курс длительной реабилитации и интенсивной терапии, которую проводили под руководством молодого физиотерапевта, лучшего специалиста в своей профессии. Збигнев Сзота (Шота), так звали доктора, не давал Анне опускать руки в минуты отчаяния, всегда был рядом. Эффект был потрясающим. Дымна быстро встала не только на ноги, но и, спустя лет после гибели Веслава, на свадебный коврик. Красивый физиотерапевт исцелил и тело Анны, и разбитое сердце, и исстрадавшуюся душу.

Свадьбу сыграли в 1983 году. В 1986-м у пары родился сын Михал (Michal Szota). Ну, а в 1989 году супруги развелись.

Невзирая ни на что, материнство принесло много счастья в жизнь актрисы. С рождением сына она просто расцвела. Каждую минуту старалась проводить вместе с ним. А когда подрос, вновь начала сниматься, играть в театре, заниматься общественной деятельностью. Мало того, в 1990 году Анна начала преподавать в Краковском университете. Творческие и педагогические способности Дымны дали о себе знать, она создала первый Фестиваль музыки и театра для инвалидов. Это мероприятие проходит ежегодно на протяжении уже десяти лет. Его бессменным куратором является Анна.

В 2002 году основала Салон Поэзии в Кракове при театре, где работает сама Анна и её нынешний муж Кшиштов. В настоящее время, Анна Дымна совмещает свою работу с благотворительной деятельностью. Анна учредитель многих благотворительных акций и фондов. Помогает беженцам. Ведёт семинары и арт-терапии для людей с ограниченными возможностями. Ведь кому как ни ей понятны и близки проблемы таких людей.

В нынешнее время Анна Дымна - уважаемый человек в своей стране, она проводит мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные акции для беженцев и бездомных и, конечно же, продолжает работать в театре и сниматься в кино.


Кшиштов Оржеховский и Анна Дымна.

Лишь на склоне лет Анна встретила свою позднюю любовь и вышла замуж в третий раз. Ей очень важно, что ее нынешний супруг Кшиштов Оржеховски, режиссер Краковского театра, разделяет ее взгляды на творчество и благотворительность, а также во всем ей помогает и поддерживает.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110420/46052/