"АРАХАМИЯ СОВСЕМ ОХРЕНЕЛ" - Александр Гончаров

"АРАХАМИЯ СОВСЕМ ОХРЕНЕЛ" - Александр Гончаров

УЖЕ ОТКРЫТО ПРИЗЫВАЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАДУШИТЬ УКРАИНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, А ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ СТРАНЫ – ПООЩРЯТЬ

Вчера, 6 октября, во время брифинга глава фракции «СН» Арахамия заявил, что не видит ничего плохого в оффшорах, потому что у него самого было много оффшорных компаний, а сейчас такая есть у его жены.

Да, у нас молодые политики очень быстро научились пылесосить и «пилить» деньги одураченных и отходчивых украинских налогоплательщиков. Как предприниматель, занимающийся с 1992 года крупным инвестиционным бизнесом и руководивший приватизацией более 1000 предприятий (включая Мариупольские меткомбинаты «Азовсталь» и «Им. Ильича»), с полным основанием могу утверждать, что Арахамия – это явный вредитель, ведущий Украину к экономической катастрофе, т.к. для него любое уклонение от наполнения национального бюджета – это хорошо, а любой вывод капитала из страны – нужно стимулировать.

     Мне также довелось пройти курсы обучения на фондовых биржах в США, Германии, Франции, Турции и Польше, о многом довелось говорить со своими зарубежными коллегами, но ни от одного из них я не слышал, что оффшоры – это хорошо или даже терпимо для национальных экономик их стран. Почему?

     Давайте порассуждаем.

      Во-первых, в мире очень агрессивная экономическая среда, любая экономика нуждается в инвестициях. Но если, например, в Украине массово используются оффшорные схемы, тогда гривна никак не может рассматриваться в качестве инвестиционной валюты. В принципе, эту проблему можно решить за счет многомиллиардного притока иностранных инвестиций, однако, зарубежные инвесторы не дураки – они инвестируют в те национальные товарные, долговые и фондовые рынки, где есть к ним доверие со стороны местных бизнесменов. Нет доверия – нет притока длинных денег стратегических инвесторов, значит, украинская экономика приходит в упадок, прежде всего, её реальный сектор. Вот почему в целом в мире из-за оффшоров государства теряют налог на прибыль корпораций в размере от 500 до 600 млрд долл США в год (больше всего потерянной прибыли приходится на страны с низким уровнем дохода, в числе которых Украина).

     Во-вторых, предположим, что все украинские налогоплательщики стали использовать экономическую модель а-ля Арахамия, то есть все транзакции и расчеты за выполненные работы и предоставленные услуги начали проводить через оффшорные структуры, оставляя полученную прибыль в чужих иностранных юрисдикциях. Тогда возникает целый ряд вопросов, а за счет чего наполнять доходную часть госбюджета, государству выполнять социальные обязательства и выплачивать пенсии, строить современную инфраструктуру и внедрять инновационное производство, используя научные открытия? Ведь в свое время все мы смогли бесплатно получить среднее и высшее образование, мы постоянно пользуемся городской инфраструктурой и прочее, что создавали и строили предыдущие поколения, которые сегодня должны получать достойную пенсию и иметь право на социальное обеспечение. Наконец, где брать средства на поддержание обороноспособности страны, если деньги уходят в оффшоры? Поэтому я никогда не регистрировал фирму в безналоговой стране, а когда мне предлагали перечислить деньги в оффшор – решительно давал отказ, неизменно указывая в договорах расчетные счета своих украинских компаний. В этой связи также замечу, что по оценкам американских экспертов, в мире из-за оффшорных схем убытки от неуплаты налогов на доходы физических лиц ежегодно составляют 200 млрд долл США в год.

     В-третьих, оффшоры используются мошенниками для того, чтобы скрыться от финансовых правил, разоблачения, уголовной ответственности и т.д., создавая также возможности для незаконной деятельности представителей элиты за счет менее влиятельного большинства населения страны.

     Можно и далее приводить примеры того, какой вред украинской экономике наносят оффшорные схемы. Если оценивать этот вред в цифрах, то по результатам исследований Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine из-за вывода средств в низконалоговые зоны бюджет Украины ежегодно теряет до 36 млрд грн (1,44 млрд долл США). Ну, а общий масштаб оффшорных схем эксперты оценили в 120-200 млрд грн (4,78-7,97 млрд долл США) в год!

       Словом, пока у руля государства будут стоять такие, как Арахамия, за Украиной будут идти бедность и нужда.