На родине ее называют «самым красивым лицом Польши». В кино ей часто доставались роли аристократок, и это не удивительно, ведь Беата Тышкевич – графиня по происхождению. В СССР ее знали и любили не меньше, чем на родине, и представляли не иначе как «наша знаменитая актриса». Советскому зрителю ее талант открыл Андрон Кончаловский, пригласив ее на съемки своего «Дворянского гнезда». Что связывало польскую актрису и советского режиссера, помимо работы, за что однажды он влепил ей пощечину, и почему в последнее время актрису нечасто можно увидеть на экранах – далее в обзоре.
Отец Беаты – граф, а мать происходила из княжеского рода Потоцких. В детстве Беата росла в достатке и роскоши. После Второй мировой войны ее отец эмигрировал в Великобританию, а она вместе с матерью и братом поселилась в Варшаве, где и прожила всю жизнь. В те годы она узнала о том, что такое нужда – семья ютилась в 12-метровой комнатке без отопления и воды. Беата не мечтала об актерской профессии, но все решил случай – однажды в ее школу пришел ассистент режиссера и предложил ей роль в фильме «Месть». Так началась ее кинокарьера. Позже Беата говорила: «Это не я выбрала кино, а оно выбрало меня».
В середине 1960-х гг. Беата Тышкевич уже была известна далеко за пределами Польши. Знали ее и в СССР – по роли в фильме «Встреча со шпионом», но широкая популярность пришла к ней после съемок в «Дворянском гнезде» Андрона Кончаловского. Они встретились за несколько лет до этого, когда Беату пригласили в 1961 г. на кинофестиваль в Москву. Там она познакомилась с Сергеем Михалковым, который пригласил ее к себе на дачу, где собирался весь цвет творческой интеллигенции, и представил своим сыновьям. У Андрона и Беаты случился роман, о котором оба впоследствии вспоминали с самыми теплыми чувствами. Ради нее он был готов на любые безумства – однажды даже продал рояль, чтобы сделать ей дорогой подарок. Беата долгие годы хранила письма Кончаловского и признавалась: «После общения с ним трудно воспринимать других мужчин. Со всеми остальными скучно».
В своей книге «Возвышающий обман» Кончаловский позже рассказал об их отношениях: «Мы познакомились году, наверное, в шестьдесят первом. Она приехала на фестиваль, я втюрился в нее до смерти. Она была для меня польской звездой – далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. Мы гуляли по летнему лесу. Взяли с собой плед, вышли на опушку. Отчетливо, до мелочей помню эти мгновения. Вокруг березы, высокий-высокий хлеб. Мы легли на плед и вдруг почувствовали, что все очень серьезно. Целовались... Она уехала и стала писать мне письма. Обычно это были письма со съемок, на обратной стороне контрольных фотографий из тех картин. У нас началась прекрасная дружба. Замуж она вышла не за меня, а за Вайду. Как ни странно, я чувствовал, что Вайда меня к ней ревнует...». Впрочем, брак с польским режиссером Анждеем Вайдой вскоре распался.
В 1969 г. Беата снова приехала в СССР – на съемки «Дворянского гнезда». За ней начал ухаживать студент третьего курса ВГИКа Валерий Плотников, который фотографировал процесс съемок. Кончаловский ревновал и раздражался. Однажды произошел неприятный инцидент, о котором актриса не любила вспоминать. В одной из сцен у нее не получалось расплакаться, и Кончаловский с размаху влепил ей пощечину. Об этом Тышкевич позже рассказывала: «Мы остаемся вдвоем перед камерой, вокруг никого нет. И вдруг он как размахнется и как даст мне по лицу! С такой силой, что я думала, у меня голова с плеч соскочит.… Во мне все закипело. Нет, это невозможно пережить! Я здесь не останусь! Самолетом, поездом, автостопом, пешком – чем угодно, только домой, в Варшаву!… Бегу в халате через весь парк, Андрон меня догоняет, падает на колени: «Умоляю, сыграй! Вот сейчас сыграй… Плачь, плачь… Я тебе еще и лимон дам». Что тут скажешь? Циник. Но самый любимый».
Несмотря на этот эпизод, позже они смогли простить друг другу все обиды и остались хорошими друзьями. Эту роль актриса называла одной из лучших в своей кинокарьере, а о пощечине говорила как о «производственном моменте». Годы спустя на кинофестивале в Риге, где Беата Тышкевич вручала приз Андрону Кончаловскому, она сказала со сцены: «Вот мужчина, который весьма специфическим образом научил меня, как любить, смеяться и как плакать».
После съемок в СССР Беата Тышкевич вернулась в Польшу, где продолжила свою кинокарьеру. Ей часто доставались роли аристократок, и не только из-за того, что актриса была графиней по происхождению – в любом возрасте она выглядела поистине царственно, элегантно и утонченно. До конца 1970-х гг. она блистала на экранах, но затем ее кинокарьера пошла на спад – ей все чаще доставались роли второго плана. В середине 1980-х гг. о ней забыли и в СССР – в эпоху перестройки в кино появились совсем другие героини, а польские фильмы утратили популярность.
Только в начале нового столетия о польской актрисе снова вспомнили в России: в 2001 г. ее пригласили в военную картину «В августе 44-го…», а в 2013 г. она снялась в фильме «Линия Марты». Хотя современные зрители уже вряд ли узнают в ней ту самую обольстительную красавицу Варвару Лаврецкую из «Дворянского гнезда», «дворянку по происхождению, кокотку по темпераменту».
После развода с Анджеем Вайдой актриса еще дважды выходила замуж, но оба брака распались. Сегодня она называет любовь «занятием трудным и малоэффективным» и «тяжелой заразной болезнью», а своим главным достижением считает рождение двух дочерей.
В последние два десятилетия актриса снимается редко, от случая к случаю, в среднем в одном фильме в 2-3 года. Главные роли ей уже давно не предлагают, а вот в образах аристократок она по-прежнему убедительна – так, в 2015 г. она сыграла графиню в польском фильме «Праведник». Впрочем, «играть» графинь ей не приходится – царственная осанка и в 80 лет говорит сама за себя!