Авторитарное правительство беларуского президента Александра Лукашенко усилило меры подавления в отношении оппозиции, при этом протестующие продолжают выступать в разных точках страны против сфальсифицированных выборов президента. Иностранных журналистов высылают в массовом порядке, а непоколебимый боевой президент продолжает смотреть в сторону России, в которой президент Путин говорит об усилении поддержки и намекает Лукашенко на принятие более жестких мер, даже несмотря на крики тысяч протестующих, скандирующих вблизи его резиденции: «Трибунал! Трибунал!». Однако Лукашенко, вероятно, не понимает, насколько далеко готов зайти Путин, и кому адресовано его сообщение.
Три воскресенья подряд улицы Минска заполняют протестующие под красно-белыми флагами. Их численное преимущество свело на нет использование против них полномасштабных жестоких мер и надежды Лукашенко на возможность «переждать» протесты. При этом вторую неделю подряд Лукашенко появляется перед своим дворцом в форме специальных войск с автоматом в руках.
Когда численное преимущество на их стороне, «правоохранители» не стесняются прибегать к использованию силы. Вечером в среду, когда сотни протестующих пытались скрыться от арестов в Костеле святых Симеона и Елены, силы безопасности быстро забаррикадировали двери и заперли протестующих внутри. Ранее в понедельник, после выходных протестов, архиепископу Минска запретили въезд в страну из-за того, что он посетил соседнюю Польшу. Запрет на въезд в Беларусь, выданный лидеру католической церкви (который также является гражданином Беларуси, что делает его изгнание заведомо неконституционным), наводит на воспоминания об организованных репрессиях коммунистов в отношении религиозных организаций. Подобный подход также разрушает надежды на посредничество в переговорах между правительством и оппозицией беларуской церкви, которая стала одной из немногих независимых сил в государстве.
Ранее на этой неделе арестовали лидеров переходного Консультативного совета, в том числе организатора забастовки на заводе Сергея Дылевского и советника компании оппозиционного кандидата Светланы Тихановской Ольгу Ковалькову. Лауреата Нобелевской премии 2015 года по литературе Светлану Алексеевич, которая олицетворяет мораль и совесть совета, демонстративно задержали и попросили пройти в Следственный комитет для дачи показаний, которая длилась 15 минут.
Во время первых двух недель политического кризиса все желали узнать, насколько далеко готов зайти Кремль по просьбе Лукашенко, у которого очень напряженные отношения с Путиным.
Поэтому слова Путина о создании резерва сотрудников полиции для помощи властям Минска в случае поступления от них подобного запроса указали на решительную, но при этом двусмысленную позицию Москвы. Путин подчеркнул, что сейчас нет необходимости в предоставлении подобной помощи, и это произодет только в случае, если «экстремистские элементы» начнут нарушать порядок – это явная отсылка к событиям 2014 года в Украине. Москва уже открыто изъявила желание оказать помощь, отправив специалистов по СМИ для работы на беларуских каналах пропаганды после того, как несколько сотрудников СМИ перешли в оппозицию и покинули свои студии. Возможно, данное сообщение указывает на полное принятие Лукашенко требований Москвы и его согласие стать более сговорчивым в будущем.
Непопулярность действующего режима Лукашенко создает риски и делает очень дорогим пропаганду данного режима против воли непокорного большинства – с каждым днем все меньше протестующих в Минске положительно отзываются о России, при этом ставка сделана на то, что Лукашенко больше нуждается в помощи Кремля, чем Кремль нуждается в поддержке Лукашенко.
Является ли это открытым изъявлением Москвы о готовности поддерживать Лукашенко, или это намек беларуским протестующим о том, что в случае мирных и управляемых протестов никакого вторжения не будет? Один лишь страх не сможет заставить людей начать стрелять в своих братьев-беларусов, поэтому Кремлю придется должным образом подготовить российское население к подобному вторжению, которое не ограничится несколькими батальонами полиции и ОМОНа.
Европейский Союз и США заняли сдержанную позицию в отношении политического кризиса в Беларуси (кроме активных действий соседней Литвы), а отсутствие большого количества проевропейских слоганов и флагов ЕС на улицах Минска указывает на крайне низкий риск проведения явной антимосковской политики преемниками Лукашенко. Большая часть беларусов устала от несправедливости, которая длится уже 26 лет, и отсутствия прогресса в развитии страны, при этом геополитика волнует их в меньшей степени. Людей, поддерживающих прямое вторжение в Беларусь, окажется еще меньше, чем людей, поддержавших вторжение в Украину, в которой длительная война утомила население, несмотря на временный энтузиазм россиян по поводу захвата Крыма, поэтому вероятно, что Кремль использует комментарии Путина для изучения настроений российского народа.
При этом сейчас не лучшее время для подобных действий – ресурсы Москвы истощены из-за пандемии коронавируса, низких цен на нефть и газ и нового раунда европейских санкций, и все это происходит на фоне неопределенной ситуации с выборами президента США. Россия явно не желает разбрасываться ресурсами для помощи непопулярному Лукашенко и создавать тем самым репутационные риски.
Лучшим исходом для Москвы станет контролируемое проведение передачи власти прагматичной и подходящей оппозиционной фигуре, которая не станет радикально изменять заключенные ранее договоренности. На прошлой неделе на фоне разрушения беларуской экономики, о которой свидетельствует резкое падение беларуского рубля на рынках иностранных валют и заявления технологических компаний о немедленном уходе из Минска, российский и беларуский премьер-министры начали переговоры о реструктуризации долга Беларуси. Дисциплинированные мирные протесты Беларуси демонстрируют, что подобная тактика необходима для успокоения Кремля. Протестующие утверждают, что рабочие в любой момент перейдут на их сторону, и это приведет к быстрому падению режима.
В любом случае, становится очевидно, что время явно не на стороне беларуских протестующих. Основным аргументом Лукашенко является затягивание ситуации. Чем дольше продлится противостояние Лукашенко и протестующих, заполонивших улицы всех городов Беларуси, тем больше шансов, что судьба страны будет решаться не в Минске, а в Москве.