«Белое солнце пустыни»

«Белое солнце пустыни»

30 марта 1970 года на экраны страны вышел культовый фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

По сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым, действие картины происходит на берегу Каспийского моря в 20-е годы прошлого века. После окончания гражданской войны там орудовали банды басмачей, с которыми и схлестнулся красноармеец Федор Сухов. Он борется с бандитом Абдуллой, освобождает его гарем, а затем пишет знаменитые письма своей супруге Катерине Матвеевне, текст которых придуман Марком Захаровым.

Роль Федора Сухова сыграл Анатолий Кузнецов, Павла Верещагина – Павел Луспекаев, Саида – Спартак Мишулин, Абдулла – Кахи Кавсазде, Петруха – Николай Годовиков.

Интересно, что роль Сухова могла достаться Георгию Юматову, а роль Верещагина Ефиму Копеляну. Но роль досталась Павлу Луспекаеву, который был тяжело болен и передвигался только с тросточкой из-за ампутации пальцев на ногах. Личность Луспекаева и его актёрская игра серьёзно повлияла на сценарий. Наблюдая за воплощением роли Верещагина, режиссер увеличил первоначально незаметную роль таможенника практически до главной. Даже имя героя Верещагина сменилось с первоначального Александра на Павла.

Николай Годовиков, сыгравший Петруху, работал слесарем на заводе. Его Владимир Мотыль предпочел Савелию Крамарову. Интересно, что до этого Луспекаев и Годовиков вместе сыграли в картине «Республика ШКИД».

Многие из участвовавших в съёмках не были профессиональными актерами. Только три «жены Абдуллы» из девятерых были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съёмках, и «жен» подбирали со всего Союза.


Любимая многими музыка к фильму была создана Исааком Шварцем и Булатом Окуджавой. Режиссеру Мотылю они были знакомы как авторы «Капель датского короля» для его картины «Женя, Женечка и Катюша». Песня «Ваше благородие, госпожа удача» была написана специально для фильма, ее исполнил Павел Луспекаев.

В широкий прокат «Белое солнце пустыни» вышло после того, как его одобрил лично Леонид Брежнев, которому фильм показали первому. Однако из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила вторую категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели. В прокате 1970 года фильм занял второе место, уступив с показателем 50 миллионов зрителей «Освобождению» Юрия Озерова. Культовым фильм стал значительно позже, а в первый год он по опросу журнала «Советский экран» занял только 12-е место.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Сам фильм стал одним из талисманов наших космонавтов, которые просматривают его перед каждым стартом. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом космонавты Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до двух человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. По словам космонавта Валерия Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.