Борьба резидента

Борьба резидента

«Кембриджской пятеркой», передавшей в СССР тысячи секретных документов, управлял вовсе не Ким Филби, а пламенная еврейская коммунистка Эдит Тюдор-Гарт. Именно она создала самую успешную советскую разведсеть и превратила Лондон в арену для КГБ.

Эдит Тюдор-Гарт родилась 8 августа 1908 года в Вене в семье одного из активистов местной социал-демократической партии Вильгельма Шишицки. Ему принадлежал расположенный в центре Вены книжный магазин, специализирующийся на марксистской литературе. При магазине была и небольшая типография – там печатались сочинения Каутского, Либкнехта и других вождей европейской социал-демократии. Эдит же, еще будучи подростком, увлеклась коммунистическими идеалами и вскоре стала презирать родителей за их «половинчатые взгляды». Подлинно справедливое общество, по ее мнению, можно было построить только на базе ленинизма.

В 1925 году Эдит отправилась в Великобританию – учиться на воспитателя детского сада по системе Марии Монтессори. Тут же она вошла в ряды коммунистически настроенной молодежи и познакомилась с одним из активистов – Арнольдом Дейчем. Он был евреем, учился на философа и, скорее всего, уже в те годы активно работал на советскую разведку. Наверное, как раз он завербовал в шпионки влюбленную в него Эдит, заодно окончательно превратив ее в фанатичную коммунистку. В 1929 году Дейч решил перебраться в Москву – на прощание он подарил любимой дорогую фотокамеру. С этого подарка началось увлечение Эдит фотографией – вскоре она станет одним из лучших операторов-документалистов своего времени.

В том же году Эдит решила переехать в немецкий город Веймар, чтобы поучиться в художественной школе «Баухауз». Здесь ее учителями и товарищами по студенческой скамье стали многие будущие корифеи авангардизма – Василий Кандинский, Пауль Клее и другие. Из Германии Эдит снова вернулась на Британские острова. И снова влюбилась – в студента-медика Александра Тюдора-Гарта. С подачи нового возлюбленного она приняла участие в марше коммунистов по Лондону. Марш был полицией разрешен, но всех его участников все равно взяли на заметку. Ну, а Эдит Шишицки как иностранной гражданке попросту предписали покинуть Великобританию. Девушка отправилась домой, в Вену.

Родной город встретил Эдит обстановкой, в которой процветал антисемитизм, а голос местных нацистов звучал все убедительнее на фоне жалкого лепета социал-демократов. Это еще больше усилило идеологический разрыв девушки с родителями и убедило ее в своей правоте. Вскоре после приезда Эдит устроилась фотокорреспондентом в ТАСС, став, по сути, первой женщиной-фоторепортером в Европе. Сделанные ею в тот период фотоснимки – это безжалостные документы, воссоздающие в деталях картину того, как Австрия 1930-х годов стремительно скатывалась к нацизму. Но было много светлых и живых фотографий – жанровых, портретных, их охотно печатали местные газеты и журналы.

Вскоре на медфак Венского университета перебрался и возлюбленный Эдит – Александр Тюдор-Гарт. Тогда же, в 1933-м, Эдит впервые арестовали – компартия Австрии была объявлена вне закона, девушку как сочувствующую хотели проверить на знание участников, явок и паролей. Эдит Шишицки провела месяц в КПЗ, прошла через десятки допросов, но ни на одном из них не сказала ни слова. В феврале 1934 года в Австрии начались вооруженные столкновения между левыми и правыми политическими группировками – Эдит и Александр поспешили оформить брак и выехали в Лондон. В британской столице Эдит Тюдор-Гарт ждала встреча с ее первой любовью – Арнольдом Дейчем, прибывшим в Лондон с вполне конкретным заданием – начать вербовку агентов для работы на советскую разведку.

Эдит немедленно выразила готовность работать на благо Страны Советов. Когда Дейч спросил, кого из своих знакомых она может порекомендовать в качестве потенциального агента, она назвала 21-летнего студента Кембриджа Кима Филби. «Он убежденный коммунист и вместе с тем подающий очень большие надежды молодой человек. Из самого высшего общества», – так Эдит охарактеризовала Кима Филби. Вскоре Дейч и Филби встретились в лондонском Риджентс-парке и договорились о сотрудничестве.

Обычно считается, что именно Филби помог Дейчу завербовать остальных членов «кембриджской пятерки». Однако в последние годы, по мере рассекречивания архивов КГБ, историки все больше склоняются к мнению, что роль вербовщика сыграла Эдит Тюдор-Гарт. Во всяком случае, она была лично знакома с каждым из них еще до того, как они образовали «пятерку». Как известно, дело «кембриджской пятерки», все члены которой занимали впоследствии важные посты, в том числе и в системе британских спецслужб, считается самым большим провалом в истории британской разведки. Ущерб, нанесенный этой группой интересам Великобритании, просто невозможно оценить. Они переслали в СССР сотни сверхсекретных документов, включая данные о финансовых и стратегических планах британского правительства и ядерной программе Великобритании. И «курьером», передававшим все эти сведения по назначению, была Эдит Тюдор-Гарт.

Имя Эдит Тюдор-Гарт как советского агента впервые всплыло в 1989 году, когда КГБ и ГРУ решили рассекретить часть своих архивов. Однако все попытки западных историков узнать побольше о ее роли в советской разведсети Великобритании долго натыкались на категорический отказ. Тогда военный историк Джон Костлоу договорился, что ему разрешат поработать в архиве КГБ в обмен на миллион долларов. Эти деньги Костлоу получил в качестве задатка у одного из американских издательств в ответ на обещание написать серию книг по истории разведки. После внезапной смерти Костлоу его дело продолжил другой военный историк, член британского парламента Руперт Элисон, он же автор многих «шпионских» бестселлеров под псевдонимом Найджел Вест.

По словам Веста, работать было тяжело. Приставленный к нему полковник протягивал очередной документ, и Вест должен был в течение пары минут решить, хочет ли он его скопировать или нет. Кода же дело дошло до бумаг, связанных с Эдит, на просьбы о копировании стали следовать отказы. Тем не менее Вест понял: Эдит Тюдор-Гарт была главной фигурой советской разведгруппы – она выполняла роль вербовщика, информатора и передатчика информации. Обо всем этом сэр Элисон и написал в вышедшем в 1998 году романе «Алмазный венец», в книге Эдит – главная героиня.

Тем временем жизнь шла своим чередом. В 1936 году у Эдит и Александра родился сын Томи, а спустя несколько недель после его рождения Александр уехал воевать в Испанию. Эдит осталась одна с ребенком на руках и влачила в те дни поистине жалкое существование. Она продолжала фотографировать и публиковать фотографии в газетах, но гонораров за фотоснимки катастрофически не хватало. При этом она, наверное, могла бы попросить своих советских друзей помочь ей материально, но так никогда этого и не сделала. Стоит заметить, что ни один из членов «пятерки» вообще никогда не получал вознаграждения за свою шпионскую работу – все делалось исключительно из верности коммунистической идеологии. Когда однажды им все-таки предложили деньги, все страшно оскорбились. Вот только, в отличие от Эдит, все члены «пятерки» принадлежали к сливкам общества и в деньгах не нуждались.

В 1939 году Александр вернулся с войны, но начать все заново у супругов не получилось – они развелись. Вдобавок к этому в поведении сына Томи появилось множество странностей. Эдит ходила с ним от одного врача к другому, пока не прозвучал страшный диагноз – «шизофрения». Для Эдит болезнь сына стала страшным ударом. Поместив Томи в специальную лечебницу, она увлеклась съемкой кинохроники, а заодно закрутила роман с Энгельбрадом Броде – пламенным коммунистом и талантливым физиком, имевшим непосредственное отношение как к британской, так и к американской ядерной программе. Броде честно передавал через Эдит в Москву все, что знал.

В 1952 году Филби арестовали. Эдит задержали следом, но она успела уничтожить все негативы, на допросах все обвинения категорически отрицала, факт знакомства с Филби тоже не признавала – в итоге было решено в суд ее дело не передавать. Возможно, немалую роль в том, что ей удалось выстоять, сыграл факт, что в отличие от своих советских и американских коллег, британские следователи были джентльменами и не применяли пыток. Тем не менее Эдит все же было решено наказать изощренным способом – ей запретили фотографировать. Вскоре она перебралась к родственникам в Брайтон, где открыла небольшой антикварный магазин и жила в прилегающей к нему крохотной каморке. После побега Филби в СССР ее снова вызвали на допрос, но она снова все отрицала. В мае 1973 года Эдит Тюдор-Гарт скончалась.