Поскольку ночью рабочий день не закончился и плавно перешёл в следующий, получается гибридный пост.
1. О деньгах.
Вчера проскочило две новости, на которые хочу обратить внимание.
Во-первых, глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляен заявила о намерении ЕС оказать макрофинансовую помощь Украине в размере 1,2 ярда евро.
Во-вторых, глава МИД Германии Анналена Бербок сказала, что ФРГ собирается посодействовать экономической стабилизации Украины на фоне обострения.
Это вектор, о котором я упоминал – повышение устойчивости. Россия пытается ушатать нас разными способами, в том числе – через осложнения в экономике. Пока не удается откорректировать позицию Берлина (всё более токсичную для немцев) в сфере поставок оружия. Но ничто не мешает говорить по другим формам помощи, в которой мы заинтересованы.
Получая своего рода страховку на случай проблем, мы выбиваем у россиян козырь. Атаковать устойчивую страну, где немалая часть общества уже готова к обороне, на порядок сложнее, чем ослабленную. Значит, ниже вероятность эскалации.
Теперь, как это связано с деньгами для ЗСУ.
После нечёткого комментария спикера Руслана Стефанчука, полетела зрада, мол, министр обороны Алексей Резников не борется за деньги для армии. Это чушь. Первый раз комментируя тему на брифинге, Стефанчук сказал, что идёт проработка ряда вопросов.
Конкретный вопрос этой недели – ратификация соглашения с Британией о кредите в 1,7 ярда фунтов на развитие ВМСУ (проект ещё вчера зарегистрирован в Раде). Кредит – это, на минуточку, два годовых бюджета ВСЕЙ армии на вооружения. Ратификация запустит прикладную сторону, о которой напишу завтра.
Стефанчук был точен в том плане, что пока в Раде не зарегистрированы конкретные документы с просьбами о дополнительном финансировании (соотвественно – министр не просил их немедленно поддержать). Вот они как раз в процессе. Ибо можно с потолка взять любую красивую цифру, и требовать выделения её для армии. Дело богоугодное, но в таком виде малорезультативное. Нужно 1) расставить приоритеты; 2) просчитать их; 3) проговорить с премьер-министром и Минфином; 4) облечь в правильную форму.
Ещё в начале декабря министр обороны очень чётко зафиксировал прикладную цель – в 2023 году выйти на бюджет Минобороны в размере 3% от ВВП. Это норма закона. Если бы её выполнили уже в этом году, Минобороны получило бы порядка 29 млрд грн. дополнительно.
Также было заявлено, что приоритет МО – это денежное обеспечение военнослужащих. Диапазон потребностей тут зависит от параметров повышения. Идеальная цифра – +18 млрд грн. Это существенное повышение выплат всем.
Оптимальная и более реалистичная цифра – 8 млрд. Она тоже позволяет решить задачу и подготовиться к системному повышению в 2023 г. одновременно с кадровой реформой. Минообороны уже начало акцентировать внимание на теме денежного обеспечения, через повышение выплат разным категориям военнослужащих (медики, лётчики...), что поддерживает тонус дискуссии.
Помимо зарплат есть другие горящие позиции. Например, надо оборудовать места дислокации подразделений ТрО. Это почти 3 млрд. грн. Или - есть ряд потребностей, которые можно оперативно закрыть только через импорт.
В Минобороны просчитаны надцать вариантов того, куда требуется ресурс. Но тут есть несколько важных моментов.
Во-первых, заявления о намерении ворочать бюджетными миллиардами корректно согласовывать с премьером и минфином. Потому что они сводят общий баланс. А также с профильным комитетом. Во-вторых, очень важен прицип выполнения нормы о 3%. Если у нас будет микроскопический ВВП – нам будет нужно на оборону не 3%, а 30%. Задача - как минимум не уменьшать ВВП.
Поэтому и нужна экономическая устойчивость. Отсюда: помощь в стабилизации – это также помощь для обороны, прямая.
Поэтому так важно противодействовать нервозности, которую системно накачивает Россия.
Ещё надо помнить: если речь идёт о сложном вооружении/оборудовании (скажем, системе РЭБ), его, как правило, нельзя быстро купить в ближайшем военторге. Его нужно заказывать. А это – месяцы/годы. Вливание денег должно быть эффективным. Иначе через короткое время снова придётся попрошайничать.
Именно об этом сегодня говорили на встрече министра обороны Алексея Резникова и главкома Валерия Залужного с главами фракций парламента в кабинете у спикера. Все прошло очень конструктивно. Будут элементы политизации, это нормально. Главное – есть общий консенсус поддерживать армию. Теперь задача – всё это отработать на уровне бумаг-процедур-решений.
2. Относительно миграции дипломатов.
Эту тему хорошо откомментировал МИД. Хочу обратить внимание вот на что.
На таком несложном вопросе наглядно проявилось, как могут отличаться позиции стран Запада (членов ЕС и НАТО). Вот кто прав: США или Боррель? Причины могут быть очень разные. Во-первых, отличаются протоколы поведения. Во-вторых, может быть очень разный внутриполитический контекст (особенно – после Афганистана).
Поэтому нет ничего удивительно в том, что и позиция Украины может отличаться от позиции наших партнёров там, где концептуально мы в целом совпадаем. И не стоит поспешно обвинять самих себя в чём-то плохом. Нередко то, что делают наши партнёры, Украине просто невыгодно. Либо мы понимаем ситуацию лучше, а они косячат.
3. Для восстановления душевного равновесия советую почитать вчерашнюю статью министра обороны Алексея Резникова на УП, а также найти интервью командующего Сил ТрО генерала Юрия Галушкина Укринформу или АрмииИнформ.
Там достаточно подробно и реалистично описано то, что сейчас происходит с разворачиванием системы территориальной обороны. Без эпических перемог, без пафосной жути. Абсолютно рабочая ситуация, с множеством проблемо-задач, косяков, человеческим фактором и т.д.
Суть в том, что процесс реально идёт. Круглосуточно. Мы потихонечку становимся сильнее на системном уровне. Это видно по реакции россиян, по тому, что и как они транслируют.
В декабре был совершен подвиг и рождено полтора десятка подзаконных актов. Закон о национальном сопротивления действует с 1 января. Три недели. Но уже есть большой прогресс. Работа выстраивается, появляется ритм. Потому что в начале большого нового дела всегда кто-то бежит быстрее, а кто-то – медленнее. Есть и те, кто вальсирует в другую сторону. Сейчас это всё упорядочивается.
Надо помнить, что чем больше разворачивается ТрО – тем шире круг контактов, тем больше людей и локаций вовлечено, тем больше проблем вылазит. Постепенно это перемелется в более-менее стройную систему.
Советую не воспринимать всерьёз гениальные идеи немедленно выгнать ТрО в поля/леса, накопать траншей и усадить в них людей вдоль границы с Россией. Это из серии давайте выпьем вот эти таблетки. Они нам не нужны, но так спокойнее. Ибо какая-то деятельность.
Поверьте, деятельности и так в избытке. Стратегически потерпите.
4. Літаки літять.