"Цена «поворота на Восток» и потеря европейского рынка растет" - Анатолий Несмиян

"Цена «поворота на Восток» и потеря европейского рынка растет" - Анатолий Несмиян

У «добровольного» сокращения добычи нефти в России есть ряд особенностей, которые стоит, что называется, держать в голове.

Во-первых, значительные запасы российской нефти по мере ее исчерпания и крайне варварской добычи - до 60-70% - составляют труднозвлекаемые и тяжелые сорта. Которые требуют технологий добычи, к которым теперь в силу санкций у России доступа нет. Это имеет неприятное следствие, которое можно было видеть по похожей ситуации в Венесуэле - постепенное снижение добычи привело к хроническому ее падению, и сегодня Венесуэла добывает примерно четверть-треть от уровней, когда ее отрасль была включена в мировую экономику на «нормальных» условиях.

Россию однозначно уже ожидает вынужденное падение добычи процентов на 20-25 в ближайшие несколько лет. Это уже начали выдавать за плановые мероприятия для поддержания рынка, но даже если бы рынок не нужно было поддерживать, сокращение добычи становится неизбежным.

Второй момент тоже связан с санкциями. Экспорт в Индию и продажа нефти за рупии стали уже общеизвестной притчей, но нужно понимать, что выход, конечно, был найден - рупии через ОАЭ выводили через покупку стейблкоинов типа USDT. Схема была непростой и сильно коррупционной, так как в Индии за солидную мзду и откаты, достигающие 20-25 процентов была создана схема, когда с разрешения местного ЦБ рупии менялись на доллары, а доллары - на стейблкоины, которые затем и продавались российским нефтяникам через ОАЭ.

Однако американцы быстро «просекли» эту достаточно примитивную схему и надавили на ОАЭ, где теперь перекрыты транзакции P2P в криптовалюте для участников из России. Технически выход есть: можно найти местных подставных лиц, но это снова комиссия и откат (а арабы любят деньги ничуть не меньше индийцев, поэтому потеря дополнительных 20% помимо того, что уже откатывается индийским чиновникам и посредникам). Плюс риск, что в любой прекрасный момент посредник уплывет вместе с солидной суммой, и ничего с этим риском поделать невозможно - на кону ну очень немалые деньги.

По факту американцев такой расклад устраивает полностью - российский бюджет получает мизер, причем нефтяники ведь не дураки - рупии они оставляют на спецсчетах ЦБ, и ими выплачивается НДПИ и пошлина (так что у бюджета головную боль - что делать с рупиями никто не снимает), а в крипту переводится прибыль, которая затем тихо растворяется практически безо всякого контроля.

Именно поэтому Штаты не слишком обеспокоены тем, что формально установленный «потолок» давно пробит и нефть продается выше него. Суть схемы остается прежней: потолок введен для того, чтобы нефть не ушла с рынка, но российский бюджет перестал получать свой доход. Обе задачи решаются: нефть остается, бюджетные доходы упали практически вдвое. Ну так чего беспокоиться?

Поэтому какой именно процент сегодня теряют нефтяники на такой серой торговле, сказать сложно, но если назвать порядок в 40%, сильно не ошибемся. И это, понятно, не считая дополнительных издержек на увеличившееся почти в 10 раз транспортное плечо, необходимость покупать «серый» флот танкеров, которые настолько плохи, что в любой момент любой из них может потерпеть катастрофу или аварию - а значит, возникает риск экологической катастрофы у чьих-то берегов с последующими колоссальными компенсациями. То, что такой аварии еще не произошло - это временное явление. Вероятности неумолимы - рано или поздно, но это случится.

Цена «поворота на Восток» и потеря европейского рынка растет. Вопрос лишь в том - когда она станет абсолютно неприемлемой.