Четіре страны, которые не отдали своих евреев нацистам

Четіре страны, которые не отдали своих евреев нацистам

После 1941 года фашистская Германия развязала на захваченных территориях настоящий антиеврейский террор, участь евреев Европы была определена. Всех их решено было ликвидировать. Официальным стартом этого бесчеловечного процесса стала Ванзейская конференция, проведенная высшим руководством Германии в январе 1942. Большинство европейских государств, так или иначе подконтрольных нацистам, безропотно согласились на депортацию своих подданных еврейской национальности, однако не обошлось без исключений. В Европе нашлись 4 страны, которые не согласились выдавать нацистам своих граждан-евреев, что позволило сократить количество невинных жертв Холокоста на десятки тысяч жизней.

Болгария

Народ этой страны считается народом-праведником. И действительно, за все время войны ни один из евреев, граждан Болгарии, не был отправлен на уничтожение в Германию. И это несмотря на то, что, начиная с 1940 года, руководство страны двигало ее курсом, очень близким к фашистскому. Постепенно принимались законы, ужесточавшие жизнь еврейского меньшинства, поэтому казалось, что с депортацией последних для уничтожения, не будет особых проблем.

Однако нацисты и их болгарские пособники не учли настроения простых болгар. После появления информации о скором начале депортации среди граждан страны начались волнения. К протестам присоединились многие политические партии и представители церкви. 43 депутата Народного собрания, возглавляемые вице-председателем Димитром Пешевым, подписали петицию с требованием отмены депортации.

Протесты по всей стране с участием обычных граждан, которые блокировали «поезда Холокоста», ложась на рельсы, вынудили Бориса III прекратить депортации. Адольф Эйхман и Адольф Гитлер получили официальный ответ от Бориса III, что Болгарии нужны еврейские рабочие для строительства железных дорог и прочей инфраструктуры: Борис III действительно официально включил евреев в специальные строительные отряды. Это спасло жизни 50000 человек.

Дания

Небольшое прибалтийское государство почти не сопротивлялось, когда 9 апреля 1940 на него напали германские войска. Это позволило Дании сохранить всю предыдущую структуру управления и изрядную долю самостоятельности в принятии решений. Так, в частности, до 1943 года на местных евреев не оказывалось практически никакого давления, и они чувствовали себя в относительной безопасности. Все закончилось в августе 1943, когда гитлеровцы ввели в стране военное положение. Вновь назначенный в Данию германский представитель Вернер Бест решил в сентябре-октябре этого года провести акцию по депортации датских евреев в лагеря смерти. В тонкости предстоящей операции был посвящен немецкий военный атташе, ведавший морскими перевозками Георг Дуквиц. Но в силу только ему известных причин он передал эту информацию местным социал-демократам.

Известие молнией разнеслось по стране, и в ней началось стихийное движение по спасению евреев. При помощи местного движения Сопротивления через пролив Эресунн было организовано порядка тысячи рейсов рыбачьих лодок, на которых в Швецию было вывезено 7220 евреев и 680 их нееврейских родственников. В итоге немцы смогли схватить и отправить в концлагеря около 6% (472) евреев. Однако датское правительство до конца войны отслеживало судьбу своих еврейских граждан, оказывая им даже в тяжелейших условиях максимальную поддержку. Благодаря этому большинство из них выжили.

Норвегия

После захвата этой страны Германией в 1940 году главенствующую роль в правительстве стала играть профашистская партия Квислинга. Этот человек, имевший в довоенные времена минимальную поддержку в стране, при нацистах занял главенствующее положение при разработке и продвижении в жизнь законов и действий, всемерно способствовавших закабалению немцами норвежского населения.

Когда в Германии вступили в силу положения Ванзейской конференции, Квислинг вместе со своей партией всецело их поддержал. Не учел он только одного: мнения простых норвежцев, которые в своем большинстве не поддерживали ни немецких оккупантов, ни их норвежских коллаборантов. В обществе нарастало возмущение, направленное против депортации евреев из страны. К протестам присоединилась и церковь, епископы которой не только отправили Квислингу протестное письмо, но и приказали публично зачитывать его во всех церквях.

К делу спасения евреев подключилось антифашистское подполье. Благодаря его активистам в соседнюю нейтральную Швецию тайно было переправлено 930 евреев. Еще 50 человек спас шведский консул в Норвегии Клаас Вестринг. После окончания войны большая часть из вынужденных эмигрантов вернулась в страну.

Финляндия

К моменту начала Второй мировой на территории Финляндии постоянно проживало не слишком много евреев. В конце 1939 их насчитывалось около 200 человек, большая часть из которых была беженцами из государств, уже подконтрольных гитлеровской Германии, и имела в стране только вид на жительство. В целом же, отношение финнов к евреям было вполне лояльным.

Все изменилось с вступлением Финляндии в войну против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Ее территорию наводнили немецкие войска. Чтобы не раздражать союзников, финское руководство решило удалить евреев из столицы. Большую часть из них отправили в сельские районы, а 40 человек согласилась принять у себя Швеция.

Узнав о том, что финская тайная полиция депортировала восемь евреев в Германию, маршал фон Маннергейм выразил резкое недовольство вышеупомянутыми действиями, подчеркнув, что соглашаться с подобным требованием немецкой стороны унизительно для государства. Его заявления стали решающим фактором в намерении правительства отказать требованиям немцев.

Главным рычагом давления на Финляндию были германские продовольственные поставки, угрозой прекращения которых и пытался воспользоваться Берлин.

Окажись на месте руководства Финляндии менее стойкие люди, судьба евреев в стране сложилась бы печально, но ни Маннергейм, ни президент Рюти, ни премьер Рангелл на шантаж не поддались: на угрозы прекратить экспорт продовольствия Хельсинки пригрозил прекратить поставки финского никеля, жизненно необходимого для оборонной промышленности рейха, зная, благодаря д-ру Керстену, что Берлин пойдет на все, чтобы избежать этого, и тем самым выбили из рук Германии ее основной козырь.

Немцы все же продолжали настаивать на своем, но финны успешно использовали классические методы проволочек: в конце 1943 года президент Рюти заявил, что Финляндия согласна рассмотреть германские требования, но как демократическая страна не может решить этого вне парламента, повестка дня которого, однако, сверстана до конца года, и изменить которую нельзя, так как 6 декабря Сейм уходит на каникулы в честь Дня независимости и Рождества, так что вопрос о включении германских требований в повестку дня будет рассмотрен только в 1944, но вносить его или нет всецело зависит от парламентариев, которых куда больше заботит положение на фронте, где готовится наступление советских войск.

Примерно в таком же ключе проходили переговоры и в 1944 году до тех пор, пока наступление Красной Армии и последовавшие за этим перемирие и объявление Финляндией войны Германии не сделали их бессмысленными. Еврейская община Финляндии была спасена.

6 декабря 1944 года, в День независимости, президент и маршал Финляндии барон фон Маннергейм посетил синагогу в Хельсинки, где почтил память еврейских солдат и офицеров, павших в боях за Финляндию. Семь лет спустя, в 1951 году, когда престарелый маршал скончался, еврейская община страны собрала большую сумму денег в Детский фонд Маннергейма как знак благодарности человеку, обеспечившему и защитившему их гражданские права и саму жизнь.

Михаил Бернер