"Что делать с поборами в школе?" - Владимир Спиваковский

"Что делать с поборами в школе?" - Владимир Спиваковский

...только кому это интересно, секретно, лонгрид

А то некоторые уже вздрагивают перед 1 сентября :-( . Вот эти поборы официально отменили и запретили.

И правильно. Потому что всё это надоело…

Но что делать, если расходы на школу жизненно необходимы, а денег нет? – На мебель, на учебники, на компьютеры, на интернет, на доплаты, на спорт, на питание…..

Теперь, получается, что ни школа, ни государство, ни родители не могут способствовать улучшению школы – и только потому, что опять эта проклятая коррупция, а также справедливое недовольство родителей.

Есть ли выход из этого тупика? Конечно, есть, и он очень легкий.

Надо Вывести Директора школы из этой финансовой схемы :-) )

Просто до тех пор, пока этот вопрос будет решаться диким образом, толку не будет, будут одни запреты и жалобы. Но как только мы перейдем на цивилизованные рельсы, всё станет ясно и удобно. Как на Западе.

Проблема в том, что ни у одной у школы… нет бюджета. Не в смысле, который выделен государством, а настоящей калькуляции расходов и доходов. Так вот, надо его составить.

И учесть, что на самом деле, заказчиков у образования не два (государство и родители) а, целых семь. Государство, родители, бизнес, вузы, громады, наука и сами ученики.

Посмотрим, кто из них на что способен, что может и что должен делать:

1. Государство – с ним всё ясно, оно выделяет сколько может (госбюджет и местные бюджеты). Но не всегда вовремя и не всегда хватает.

2. Родители – они тоже заинтересованы в хорошем качестве образования для своих детей и иногда готовы за это заплатить. Но если только они убеждены в том, что с деньгами не будет злоупотреблений и они увидят реальный толк от своих взносов.

3. Бизнес, который стонет от того, что нет нормальных работников. Так их и не будет, если он не вмешается в этот процесс изначально со своим пониманием – чему и как учить. И заплатит за это! Кстати, гораздо меньше, чем он потом потеряет доходов от отсутствия нормальных работников.

4. Вузы, куда выпускники школ поступают. А потом вузы недовольны тем, что новенькие студенты ничего не знают, не умеют, не могут и не хотят… – Ну, так пусть включатся в "процесс" на стадии обучения, и получат тех студентов, от которых им будет радость, а не горе.

5. Громады, которые уже наделены большими правами, и знают, кто им нужен для будущей работы и жизни на их территории. От них зависит и состояние школы набор учителей, и вся школьная инфраструктура. Пусть вкладываются.

6. Ещё у нас есть наука. Ну, уж какая есть, по крайней мере, в школе почти все предметы считаются науками, так пусть и ученые включаются в то, чтобы готовить себе смену заблаговременно, а не сетовать без конца, почему-де дети не хотят идти в науку. А они хоть раз им рассказали, что это такое?

7. Ну, и наконец, сами дети – как заказчики тех знаний и компетенций, которые им будут нужны по жизни. Они могут выступать как школьное самоуправление учеников. Они будут платить не деньгами, а своим временем и мотивацией учиться.

Как это работает?

Эти 7 заказчиков создают Совет стейкхолдеров (акционеров по-нашему), которые формулируют главное – свой заказ школе, как техническое задание, а именно:

«Чего и как они хотят: предметы, программа, режим, оборудование, питание, персонал, дополнительные кружки, спорт, доставка… и т.д.». Обычно они хотят много чего…

И вот тут наступает момент истины!

Ведь уж если они Заказчики, то одновременно с желаниями они должны заплатить за свой заказ, посчитав, сколько стоят все их эти желания и хотения.

Например, посчитали, что на все расходы нужно в год 10 млн грн на школу из 1000 детей. Скажем, из гос. и местных бюджетов поступит 7 млн. Больше там нет.

Тогда этот совет стейкхолдеров рассматривает два основных варианта.

1. Умерить свои аппетиты, так как денег нет, и сократить расходы на те статьи затрат, которые им окажутся второстепенными. И уложиться в 7 млн.

2. Наоборот, решить, что ничего второстепенного в школе для их детей нет, и надо обязательно найти недостающие деньги. Допустим, родители соберут по тысяче грн, что даст 1 млн. Ещё найдутся бизнесы или бизнесмены, которые дадут еще полтора-два млн.

Но ведь среди заказчиков есть еще вузы и «наука». У них денег, как правило, нет. Но они могут проводить занятия, лекции, лабораторные, уроки, проекты, кейсы, взяв шефство над этой школой. То есть поучаствовать не деньгами, а трудом.

Говорят, что это утопия, но ведь на Западе это работает.

Таким образом, Акционерный совет школы сам решает, на что и сколько денег надо.

Главное!!! Из этой схемы финансирования ВЫВЕДЕН за ее пределы Директор школы, который не будет собирать деньги и ими распоряжаться. А эта функция переходит в Совет акционеров школы.

И вся коррупция исчезает моментально.

Потому что этот Совет воровать деньги у себя не будет. Наоборот, будет строго следить за тем, чтобы каждая потраченная копейка была всем видна в виде благ для школы.

Всё получится чисто, прозрачно, выгодно, спокойно, без нервов и на прекрасный конечный результат.

Вот это и был бы настоящий прорыв.

Эта система школьного финансирования действует во всех цивилизованных странах мира.

Придумал ли я это сейчас? Нет, пишу и говорю везде об этом многие годы. Так что пора уже внедрять.

P.S.
Кстати, если кому-то интересно, то это лишь один из элементов быстрой реформы системы образования «Edu Future 7W» (на сайтеhttp://refob.edufuture.biz/7w.html ).

Это самая прогрессивная образовательная платформа, которой пользуются уже 200 000 уникальных посетителей в день, из 12 стран мира.

Сделано в Украине. Для украинцев в Украине бесплатно, и ко всем материалам свободный доступ.

Что там такого притягательного? Вот что: 500 уникальных кейс-уроков, которые стали в мире главной инновацией этого года.

Поэтому, не забудьте провести в начале учебного года «Back-to-school» новейший кейс-урок на сайте http://case.edufuture.biz/, где уже свыше 800 школ Украины внедрили у себя кейс-технологии.

Ведь многие учителя ищут чего-то новенького для школьников, особенно в начале учебного года.

А тут вот оно, всё готовое! Тем более, что все кейсы увязаны со школьной программой. Все на украинском языке (но есть и на других 8 языках).

Вот горячая десятка кейс-уроков, которые так полюбились нашим детям и учителям:

1. Смартфон
2. Есть или не есть? Вот в чем вопрос!
3. Кредитные карточки
4. Химия любви
5. Я – громадянин України
6. Никто мне сегодня не испортит настроение
7. Формула жадности
8. Лимонад
9. Джинсы
10. Смех сквозь слезы

Все эти кейсы на сайте http://case.edufuture.biz/

А вопрос со школьными деньгами, поборами и взносами надо переводить на указанный простой и прозрачный алгоритм.

Пора же нам как-то цивилизоваться.

Владимир Спиваковский