"ЧТО ВЫБЕРЕТ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ...?" - Александр Гончаров

"ЧТО ВЫБЕРЕТ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ...?" - Александр Гончаров

РАЗРУШАТЬ МОНОПОЛЬНО-ОЛИГАРХИЧЕСКИЕ УСТОИ ЭКОНОМИКИ, ЧТОБЫ ХОТЬ КАК-ТО НАКОРМИТЬ БЕДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ЛИБО ГАСИТЬ ПЛАМЯ ГОЛОДНЫХ БУНТОВ?  

С каждым новым включением теленовостей ожидаешь начала еще худшего сценария. Нас погружают в тупость сегодняшнего бытия, и всё больше приходится убеждаться в том, что Кабмин и Верховная Рада вряд ли способны справиться с этим масштабным энергетическим кризисом и резким ростом цен на продовольственном рынке.

     Правда, надо честно признать, что вывести Украину из системного тупика, в который мы попали не только вследствие тупости и жадности целого ряда топ-чиновников и законодателей, но даже в большей степени благодаря многолетним усилиям господствующих в стране финансово-политических групп.

     Более того, политические и деловые риски подспудно продолжают нарастать. Социальные последствия этого глубокого кризиса также очевидны, вслед за ростом цен на энергоресурсы в условиях стагфляции будет экономия на зарплатах, а далее - на занятости, плюс нас ожидает очередной виток девальвации гривны. Какие опасности нас еще ждут впереди? И кто из политических лидеров всё-таки осмелится выбрать одно из двух: либо разрушать монопольно-олигархические устои и заново строить конкурентную экономику, чтобы хоть накормить бедное население страны; либо гасить пламя голодных бунтов.

     Уже было бы хорошо, если бы команде Владимира Зеленского не на словах, а на деле удалось расшатать старые политические и экономические правила игры и начать создавать новые институты. Затягивать этот процесс – смерти подобно, т.к. у нас идут два катастрофических процесса: первый, 7 лет подряд продолжается вооруженное противостояние на востоке страны; второй, ширится раскол украинского общества (около 60% населения находится за чертой бедности). И если произойдет третий майдан, то, вероятнее всего, его назовут революцией бедных - ведь у нас сегодня самый низкий в Европе уровень компенсации за труд.

     Конечно, нужно изучать опыт проведения реформ европейских стран с качественными экономиками, но не пора ли нам также внимательно присмотреться к лучшим азиатским примерам. Например, в отличие от всех украинских правительств, в Китае подошли к проведению реформ комплексно и системно. Так, начало экономическим реформам у них было положено в 1978 году на III-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Тогда Дэн Сяопин впервые предложил программу «четырех модернизаций»: реформы в промышленности, сельском хозяйстве, национальной обороне, науке и технике.

     Национальная программа включала в себя не только заимствование капиталистических методов развития экономики по принципу: «неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», но и последовательную демократизацию общества. Трудно не признать тот факт, что китайские реформы сегодня являются выдающимся явлением современности, не имеющим аналогов в мире. Это решительные, эффективные и результативные реформы.

     Но можем ли мы применить подобное в Украине? Ответ на этот вопрос пока не дал ни один украинский политик. Также и среди экспертов нет единой точки зрения по поводу того, подходит ли нам китайский опыт, и если да, то какие его элементы представляют наибольшую ценность, а какие должны быть решительно отброшены?

     Например, «архитектор реформ» Дэн Сяопин стал также и могильщиком неудачливого китайского майдана на площади Тяньаньмэнь. Так же, как и сегодняшние украинские события 2004 и 2014 годов, Тяньаньмэнь-1989 стал важнейшей точкой бифуркации для Китая, имеющей стратегическое значение в перспективе целых десятилетий.

     Поэтому нередко от своих коллег до сих пор слышу, мол, если бы китайские студенты тогда победили, то, возможно, Китай бы ждало почти тоже, что и Советский Союз в конце прошлого столетия. Увы, в СССР своего Дэна не нашлось, и его судьба на весах истории оказалась печальной.

     А в Украине может появиться свой Дэн?