Чтобы помнили. Фильм 68. Олег Борисов

Чтобы помнили. Фильм 68. Олег Борисов

Альберт Борисов родился 8 ноября 1929 года в городе Приволжске в Ивановской области. 

Его отец был директором сельхозтехникума, а мама Надежда Андреевна - агрономом. Она назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом, хотя по паспорту он всегда оставался Альбертом. В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.



В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, где под руководством Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы принца Гарри в "Короле Генрихе IV" Шекспира, Григория Мелехова в "Тихом Доне" Шолохова, и сыграл роль Сиплого в "Оптимистической трагедии" Вишневского.

В кино Олег Борисов снимался с 1955 года на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать", и только через пять лет сыграл в кино свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" незадачливого плута Голохвастого. Но комедийное амплуа за Борисовым не закрепилось, хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Однако его комедийный талант остался почти не востребован.



Режиссеры в дальнейшем чаще использовали его актерский талант в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Всего Борисов исполнил в кино более 70-ти ролей. Он также был режиссером-постановщиком фильма "Стежки-дорожки" совместно с А.Войтецким. 

В персонажах актера всегда жили бунт и противопоставление личности окружающему миру. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность и значительность. Прекрасная работа Олега Борисова в фильме "Крах инженера Гарина" в 1973 году по роману Алексея Толстого запомнилась зрителям. В комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" журналист Никитин в исполнении Борисова становился заметной фигурой благодаря игре актера.



Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, в которых актеру было дано открыть трагическую обреченность. Именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" в 1982 году, "Парад планет" в 1984 году и "Слуга" в 1988 году.

В картине "Остановился поезд", играя следователя Ермакова, Олег Борисов создал образ догматика, для которого не существовали реальные люди с их ошибками, поражениями, болью и искалеченными судьбами. Закон истреблял в нем нравственность благодаря игре Борисова. Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что в 1980 году Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын. 

В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина – человека, вырванного из реальности, а в фильме "Слуга" Борисов создал образ одного из хозяев умирающей державы партократа Гудионова, отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".

Борисов часто играл не самых симпатичных людей. Таким был Рафферти в одноименном фильме, готовый на все ради спасения собственной шкуры. В "Проверке на дорогах" партизан Соломин также не внушал особых симпатий. Но был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина "Дневник директора школы" в 1975 году, и была картина "По главной улице с оркестром".



В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном театре Советской Армии, где он запомнился зрителям исполненной ролью императора Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 года Борисов - художественный руководитель и ведущий актер Театра "Антреприза Олега Борисова" в Москве. 

В творческой судьбе Олега Борисова имела большое значение русская литературная классика. Многие классические герои в его исполнении обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя.



Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского уезда". Телевизионный фильм был поставлен Валерием Рубинчиком по этому произведению в 1975 году. Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, варьируя привычные представления об этом герое. 

Почти безумен был в исполнении Борисова гоголевский Кочкарев в экранизации "Женитьбы" в 1977 году, снятой Виталием Мельниковым. Кочкарев, нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску. 

Одна из лучших ролей Олега Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" по роману Достоевского. Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" в 1968 году, и Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьевым "Острове сокровищ" в 1982 году.



В театре у Товстоногова он играл все или почти все – режиссер выжимал все, чем наградила природа артиста. За исключением тех случаев, в которых большее значение играли совершенно нетворческие мотивы. Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили" Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". На "Мосфильме" не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел. 

Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова, много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм" киностудии "Ленфильм". Алла Романовна рассказывала: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов! Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он не придавал большого значения одежде и вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", - ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах..."

В 1956 оду у Борисовых родился сын Юрий. Позже он стал режиссером телефильма "Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес" с отцом в главной роли. Свою последнюю кинороль Олег Иванович сыграл именно в этом фильме. И даже не одну, а две роли - Мефистофеля и Бога.



Борисов много работал на радио как чтец и постановщик радиоспектаклей. Олег Борисов писал дневники - 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: "Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября, когда актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова - книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название для будущей книги-дневника он придумал сам – "Без знаков препинания".

Эту книгу, как пишет в предисловии сын актера Юрий Борисов, Олег Иванович просил не публиковать в спешке: "Когда меня не станет, не спеши это публиковать. Пройдет энное количество лет, и ты увидишь, что устарело, - тогда с легкостью от этого избавляйся. А главное, помни: это должно быть интересно молодым актерам. В этом единственный смысл того, о чем я написал". Он много времени сидел за словарем Даля, и остановился на этом таком названии с объяснением: "Я хочу, чтобы одно вытекало из другого..." Борисов очень надеялся, что это будет интересно молодым актерам. 

Борисов мечтал иметь учеников, чтобы передать свои актерские секреты, но эта мечта, как и многие другие, осталась невоплощенной. Однажды ему предложили курс в Школе-студии МХАТ - Казахскую студию. Но Борисов отказался: он хотел сам набрать талантливых молодых людей, а ему предлагали заниматься с "целевыми" студентами. 

Он хотел в одном из фильмов сыграть с Олегом Меньшиковым. А в начале 1994 года обратил внимание на фильм с Евгением Мироновым и предугадал появление нового таланта. Евгений Миронов позже озвучил дневники Олега Ивановича в телефильме "Пришельцам новым...". Это строка из стихотворения Тютчева, которое Олег читал на одном из вечеров в ЦДРИ. Тогда он остановился на этой самой фразе - забыл текст. Этот эпизод тоже вошел в картину. 

Борисов начал вести дневник в 1974 году, а последняя запись сделана за две недели до смерти. В последние годы ему часто приходилось ложиться в больницу и проводить в вынужденном "творческом простое" много времени.

Олег Борисов скончался 28 апреля 1994 года от тяжёлой неизлечимой болезни — лимфолейкоза. Борисов болел этой болезнью в течение 16 лет и, несмотря на это, продолжал сниматься в кино. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.



В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.



Леонид Филатов подготовил об Олеге Борисове передачу из цикла "Чтобы помнили".

Источник


Loading...
Loading...