Наши предки-славяне на зимнее солнцестояние почитали грозного Карачуна. Карачун — это второе имя Чернобога. Отмечался день Карачуна в зависимости от года с 19 по 22 декабря — как раз на солнцеворот. Считалось, что именно тогда власть обретает Карачун — подземное божество смерти, повелевающий морозами злой дух. Свиту Карачуна составляли медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. По поверьям, именно по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок — значит, зиме осталось пройти до весны ровно половину пути.
Отсюда и пошла поговорка: «На солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». Есть мнение, что имя свое Карачун получил потому, что заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи. Кстати, слово «карачун» используется и по сей день для обозначения погибели и смерти. Например: «И пришел ему карачун».
Карачун представлялся славянам седобородым стариком с суровым выражением лица и леденящим взглядом. Одет он в длинный кафтан синего цвета с белой оторочкой и зимнюю шапку или в белую шубу и с непокрытой головой. А в руках у Карачуна морозящий посох. С началом зимы Карачун ходит со своей свитой по ночам и насылает трескучие морозы, вьюги да метели. После христианизации славян началась замена языческих божеств на христианских святых.
Период чествования Карачуна примерно совпадал с днем памяти святого Николая Чудотворца, поэтому его стали отождествлять именно с этим святым. Сначала считалось, что святой Николай подбрасывал золото через печную трубу, ночью объезжая верхом дома в сопровождении эльфа Кнехта Рупрехта. Поэтому дети оставляли на ночь свои башмачки или вешали чулки у каминов, откуда в них и должны были попадать подарки. В католических странах святой Николай стал прообразом Санта-Клауса. А в 1860 Году художник Томас Наст впервые создал портрет Сайты: он нарисовал его толстым, старым, бородатым, в очках, в шутовском красном колпачке и с трубкой в зубах. Постепенно Санта-Клаус почти полностью вытеснил из сознания людей свой прообраз — святого Николая. Ну а современным воплощением славянского Карачуна, можно считать Деда Мороза.