Приведу аналогию. Литва.
Когда я мог об этом предметно судить, Литва очень сильно поддерживала Украину и реально помогала (начнём с того, что первые 100 стингеров в январе 2022 г. Украина получила с согласия американцев от литовцев).
Пределы материальных возможностей Литвы (в той же области передачи вооружений) всем очевидны. Литовцам – прежде всего. В долях - это много, в абсолютных числах – несопоставимо с условными США или Германией.
Но был найден способ масштабировать поддержку. Случилось это благодаря личной позиции экс-министра обороны Арвидаса Анушаускаса.
Анушаускас стал первопроходцем в посещении целого ряда украинских регионов. Он посетил Киев в марте 2022 г., когда российские войска ещё никуда не убегали, а пытались окружить столицу.
Он посещал Николаев (с Одессой) в феврале и Харьков в апреле 2023 г.
С одной стороны, это создавало информационный импульс.
С другой стороны, Анушаускас по статусу – такой же министр обороны страны НАТО, как и все остальные. Благодаря его поездкам был зафиксирован подход: ЛИЧНЫЕ визиты министра обороны страны НАТО в регионы Украины во время войны – это нормально. Хотя такая поставновка не всех прям радовала.
Ведь, если один министр может, что мешает другим? На словах же поддерживают одинаково...
Это стимулировало поездки, а поездок с пустыми руками практически не было. Это обеспечивало личное вовлечение и усиливало аргументы. Те же, кто не мог ехать, были мотивированы подчеркнуть свой вклад иными способами.
Т.е., обладая неким изначальным весом, недостаточным для перелома, можно тем не менее зафиксировать позицию, которая получит шанс стать нормой на большем масштабе.
Пределы возможностей Каспарова в том, что в нормальной ситуации его никогда и никуда в России не изберут. Только в каком-то фантастическом сценарии. Реальных рычагов власти у него не будет. Но, возможно, этого и не требуется.
Несгораемый (глобальный) статус одного из величайших шахматистов в истории обеспечивает, что его голос слышат в разных странах. Другие персонажи, претендующие на лидерство в российской оппозиционной эмиграции, а также западные политики, просто так отмахнуться от позиции Каспарова не могут.
Каспаров – как Литва (в период, о котором могу судить). Реально делает для Украины больше своей формальной роли.
А целый ряд «блумбергов», особенно – европейских, не старается. Причём, не для Украины, а для своих стран. О россиянах я вообще молчу, там всё сложно.



















