До сих пор эту историю вспоминаю...

До сих пор эту историю вспоминаю...

Навеяно одной темой.

В далёком довоенном году (2008, кажись) довелось мне общаться с одним семейством возраста 55+.

Люди как люди, он - инженер, на пенсии по ивалидности, она - медсестра, в общем - семья как семья, нормальная "ячейка общества".

Правда, был у этой почтенной четы весьма распространенный в нашем народе шиз: садо-... нет, не садо-мазо (к этому я отношусь намного терпимее).

"Садо-городо", украинское национальное сексуальное извращение.

То есть, с четко выстроенной периодичностью сия пара грузилась в довольно прожорливый пепелац марки "Сеат" и ехала в далёкие ебеня сажать картошку, сапать картошку, травить колорадов (жуков, просто жуков), ну и, конечно же, копать картошку.

Нехитрые подсчёты говорят нам, что картофанчик при этом получался по цене чистого кокаина, потому что бензин нынче (да и не нынче тоже) дорог как рассол 1 января поутру.

Аргументы, что картошку проще и намного дешевле получается просто купить, разбивались о вечное: "Так это ж всё СВОЁ! А на базарах же сплошная ХИМИЯ!".

Я хмыкал и с ехидством отличника (на самом деле нет) по вышеупомянутому школьному предмету начинал перечислять названия инсектоцидов, коими они травили ни в чем не повинных жуков.

На слове "имидаклоприд" парочка поднимала белый флаг, но переходила к маневру войсками и переносу огня на фланги:

-Ну зато ж природа! Воздух свежий! Рыбалка! Ну поехали, покопаем картошечку, а?

У меня были на всё это козырные контраргументы, но в силу иных личных причин я сдавался и соглашался потерять пару дней своей бесценной (на самом деле нет) жизни.

Но пост, кстати, не о картошке.

В общем, после долгого трудового полу-дня сели мы обедать.

Летняя кухня, стол накрыт, все чин-чинарем...

Тут на столе появляется восковая свечка, поставленная рукой заботливой хозяйки, зажигается, семейство смотрит на эту свечку молча секунд пятнадцать.

Медитируют, что ли, - подумал я.

Но прошли эти 15 секунд и семейство, как ни в чем не бывало, продолжило обеденный процесс, обсуждая козлов-политиков, выросший доллар, отличный урожай в этом году, ну и незабвенное "раньше такой х@йни не было, а все было, разумнее, добрее и вечнЕЕ".

Тут внезапный порыв теплого летнего ветра качнул занавеску в дверном проёме и задул свечку.

-О! - подняла палец хозяйка и улыбнулась, - они тут.

Хозяин лишь понимающе кивнул.

Я кинул косой взгляд во двор, но никого, кроме пса на цепи, не увидел. Муть какая-то... Кто "они", что за дичь?

После обеда положен, само собой, отдых, перекур и наслаждение ничегонеделанием.

-Дядь Саш, - обратился я к хозяину, который, сидя на лавочке, с видом жреца Диониса созерцал вьющийся виноград.

-А?

-Слушай, а со свечкой - это что вообще было?

-Да не обращай внимания.

-Ну а все же?

-Ну традиция местная, забобоны - называй как хочешь. Ставится свечка в память об усопших родственниках.

-Ээээ... А на хрена? Мы ж не на поминках вроде.

-Ну вот так повелось. Всегда ставится, - пожал плечами дядя Саша.

-Ну нигуя ж себе - культ предков. А кого вы там ждали-то?

-В смысле? - не понял хозяин, - Никого не ждали. Ну, может, сосед Петро зайдет на опохмел просить. Он всегда приходит.

-Ну когда свечка погасла. "Они тут" и всё такое.

-А, ты об этом. Ну считается,что если свечка гаснет, то душа какого-то усопшего родственника к столу пришла. Здоровается типа. То же самое, если посуда падает и бьется.

После этих слов у меня упало, а в голове заиграл "Король и шут" очередной песней про добродушных хозяев, превращающихся в монстров.

Сектанты! Ну как пить дать сектанты! Ночью они меня спящего свяжут, примотают к вон тому столбу и принесут в жертву духам предков. Хорошо, если просто горло перережут и кровь в миску будут собирать. А если сожгут? Бежать. Срочно бежать! Ну не хочу я быть агнцем во славу духа какого-то Миколы Потаповича или некой Агафьи Ивановны, почивших от тифа в далёком 1920м.

Примерно такие мысли меня посетили в тот момент (утрирую, конечно).

-Слушай, дядь Саш, -осторожно начал я, надеясь, что разум восторжествует, - ты в каком ВУЗе учился?

-В киевском политехе.

-Угу. И ещё при СССР. То есть, исторический материализм, научный атеизм, всё такое, да?

-Да я понимаю, о чем ты. Ну сам ведь посуди - ну наука же всего не знает.

-Ага. Ну допустим. А откуда вы про свечку и духов знаете?

-Да с детства нам рассказывали. От родителей знаем.

-Еще лучше. А они откуда знали?

-Их родители им рассказывали.

-Угу. От отца к сыну, тайные знания. То есть, в каком-то бородатом веке ваш далёкий предок Йосип...

-Почему Йосип?

-Ну пусть будет Лука, так солиднее. Ваш предок Лука, нахерачившись в корчме водяры, ляпнул своим детям, что потухшая свечка - признак появления духов предков.

С учётом того, что бухал Лука уже пятые сутки беспробудно, я вполне допускаю, что он этих духов даже видел и разговаривал с ними. Но у меня только один вопрос. Вы вроде алкоголем не злоупотребляете. Как в 21 веке, в эру компьютеров, космических технологий и Интернета, можно верить в подобный пещерный бред?

-Ну я ж тебе говорю, - улыбаясь, словно неразумному ребенку, сказал дядя Саша, - ну не знает наука всего.

-Ясно, диалог бесполезен, - плюнул я, кидая окурок в пепельницу, - А тут всё село у такую муйню верит?

-Конечно, - пожал плечами дядя Саша, -только с соседями не спорь на эту тему, не поймут. Скажут, что ты странный какой-то.

Занавес.

Ночной Сталкер