Еще один «Боинг». Теперь над Тегераном. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории украинской авиации

Еще один «Боинг». Теперь над Тегераном. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории украинской авиации

Регистрацию на рейс PS752 Boeing 737 Международных авиалиний Украины в тегеранском аэропорту Имама Хомейни по маршруту Тегеран-Киев прошли 168 пассажиров и девять членов экипажа. Большинство пассажиров — иранцы и канадцы, но были на борту шведы, афганцы, немцы, британцы. Экипаж состоял из граждан Украины. Все они погибли.

Напомним, что «Боинг-737» авиакомпании «Международные авиалинии Украины» вылетел из аэропорта рано утром 8 января на 57 минут позднее, чем указывалось в расписании. Около 6 утра он пропал с радаров на высоте 2 415 метров, потом выяснилось, что самолет потерпел крушение. К моменту катастрофы самолет находился в воздухе около шести минут. Он упал возле города Паранд (округ Робаткарим). В этом городе живет персонал аэропорта Имама Хомейни.

Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов призвал не спешить с выводами относительно причин авиакатастрофы украинского самолета в Иране до окончания официального расследования. И в то же время официальные лица эти выводы по горячим следам уже успели сделать.

Посольство Украины в Иране первоначально заявило, что версия о теракте или ракетной атаке исключена. Предварительно считалось, что причина гибели — техническая неисправность. В министерстве дорог и городского развития Ирана утверждают, что причиной крушения стал пожар в двигателе. Во всяком случае, на любительском видео, которое тиражируется в интернете, можно увидеть быстро снижающийся горящий летающий объект, возможно как раз самолет.

Через некоторое время посольство Украины в Тегеране  изъяло фразу об исключении теракта и ракетной атаки из сообщения в фейсбуке. Там теперь говорится, что все высказывания о причинах аварии до решения комиссии носят неофициальный характер.

В таких случаях, если теракта или столкновения с инородным телом не было, неизбежна и еще одна версия — ошибка пилота. Но в данном случае она вряд ли будет приоритетной. По всей видимости, на борту что-то случилось в первые минуты полета. Самолет разбился не во время экстренной посадки, а, судя по всему, был охвачен пламенем еще до падения.

Чересчур быстрые выводы, исключающие ракетную атаку или теракт, пользователей соцсетей смущают больше всего. Люди пишут о том, что «обломки еще не собрали, а версия теракта уже исключена». Найдены оба черных ящика, но что будет с расшифровкой — большой вопрос: Тегеран уже заявил, что не отдаст бортовые самописцы «производителю и американцам». Таким образом, выводы о причинах крушения явно преждевременны.

В техническую неисправность поверить было бы легче, если бы не события, происходившие в этом же регионе в ту же ночь. За 15 минут до гибели пассажирского самолета Иран нанес ракетный удар по двум военным базам США в Ираке. Центральное командование США заявило, что всего было выпущено 15 ракет. Четыре не достигли цели, десять попали по авиабазе Айн аль-Асад, а одна — по военной базе в Эрбиле.

Иранцы утверждают, что выпустили 22 ракеты. Насколько можно им верить — неизвестно. Если это правда, то возникает вопрос: куда полетели и куда попали семь ракет. Поверить в то, что одна из них по ошибке сбила пассажирский самолет, сложно: место запуска иранских было далеко от Тегерана. Но, возможно, в самолет попала ракета ПВО — по той причине, что Иран после масштабного обстрела американских баз как раз ожидал ответного американского ракетного удара. И это куда более правдоподобная версия.

Иранские дивизионы ПВО находятся, в том числе, и в черте Тегерана или вблизи него. В частности, у аэродрома совместного базирования военных и гражданских самолетов «Мехрабад» (1-я тактическая авиабаза ВВС Ирана) в западной части Тегерана, а другой дивизион на базе ПВО в нескольких километрах к юго-востоку от Тегерана. Там расположены зенитно-ракетные системы С-300ПМУ2. Самолет МАУ летел на вполне досягаемой высоте.

Украинский журналист, военный эксперт, главный редактор сайта Цензор.НЕТ Юрий Бутусов в фейсбуке написал, что катастрофа не может быть ошибкой экипажа и что «маловероятно, чтобы это могло быть поражение ракетой». Бутусов ссылается на видео падения. К тому же, «свидетельства пуска и полет ракеты были бы заметны на радарах. Стрелять ракетами в полетной зоне международного аэропорта — это очень заметное и демонстративное действие, которое ночью нельзя скрыть, заметят. Да и экипаж наверняка успел подать сигнал». В теракт или столкновение с птицами он тоже не верит и, скорее, склоняется к версии «повреждения двигателя или топливной системы в аэропорту». Возможны, считает он, «ошибка в эксплуатации и не устраненная неисправность» и «технический брак при производстве самолета». Хотя самолет был относительно новый — производства 2016 года, получен авиакомпанией напрямую с завода концерна, а последнее плановое техническое обслуживание прошел за два дня до катастрофы — 6 января 2020-го.

«Если бы ЧП было вызвано ракетой, самолет взорвался бы в небе, но причиной стал пожар в двигателе, а также неудачная попытка пилота взять лайнер под контроль», — заявил пресс-секретарь министерства дорог и городского развития Ирана Кассим Низами. Однако уже появились фотографии с места катастрофы. На обломках можно разглядеть отверстия, похожие на те, что возникают от столкновения с ракетой ПВО («следы шрапнели»). Подлинны ли они — сейчас неизвестно, качество снимков плохое.

Сложно поверить и в то, что самолет почти мгновенно погиб в результате нештатной ситуации, связанной с неисправной техникой. По данным сайта flightradar24, высоту он набирал стабильно. Курс не менял. Падения скорости не было.

После крушения ведущие авиалинии мира — Singapore Airlines, China Airlines, Lufthansa, Malaysia Airlines, Emirates, Flydubai, China Southern Airlines, Air Canada, Srilankan Airlines, Air France — сообщили о приостановке полетов над Ираном. Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям не совершать полеты в воздушном пространстве Ирана, Ирака, Персидского и Оманского заливов.

Президент Украины Владимир Зеленский во время трагедии находился в том же регионе — на отдыхе в Омане. После известия о гибели украинского самолета он вернулся в Киев. Он поручил генеральному прокурору страны Руслану Рябошапке начать уголовное производство по факту крушения самолета авиакомпании МАУ и создать следственную комиссию. После этого в комментариях в фейсбуке Зеленского появились как слова поддержки, так и обвинения: «Это твоя поддержка американского беспредела и есть результат крушения нашего лайнера. Кровь этих людей на твоих руках».

Даже если гибель самолета — следствие технической неисправности, катастрофу теперь станут использовать разные политические силы для достижения своих целей. Прежде всего, это касается политического противостояния на Ближнем Востоке.

Гибель пассажирского самолета Международных украинских авиалиний со всем экипажем и пассажирами — всего 177 человек — теперь находится на 48 месте в числе крупнейших авиационных катастроф в мире.

Алексей Семенов