Она выглядит все такой же милой «вечной девушкой», солнечной и воздушной, как в фильмах «В бой идут одни старики», «Обыкновенное чудо» и «Афоня». В другом образе ее не могли представить не только зрители, но и многие режиссеры, что сыграло с актрисой злую шутку. Впрочем, от многих легендарных ролей она отказывалась сама, выбирая то, что всегда было для нее самым важным в жизни…
В детстве Симонова не мечтала стать актрисой – она готовилась поступать на факультет иностранной филологии, что было вполне объяснимо: ее мать была преподавателем английского языка, а отец – ученым-нейрофизиологом. Но именно благодаря отцу Евгения изменила свое решение. На тот момент он занимался изучением психологии творчества, и его пригласили читать лекции в Школе-студии МХАТ. Тогда под влиянием отца театром увлеклась и Евгения.
Решив попробовать поступить в театральный, Симонова рассчитывала в случае неудачи все-таки подать документы на филфак – там зачисляли на два месяца позже. И зрители никогда не узнали бы этой актрисы, если бы в нее не поверил преподаватель Щукинского училища, актер Юрий Катин-Ярцев, – во всех других вузах ей ответили категорическим отказом. В первые годы учебы она не показывала блестящих результатов и не оправдала его ожиданий – терялась на сцене, была очень зажатой и застенчивой. Адаптироваться в актерской профессии ей помогли Светлана Немоляева и Игорь Костолевский, которых она считала своими наставниками в театре Маяковского.
Сегодня на Евгении Симоновой держится почти весь репертуар театра Маяковского, за 40 лет она сыграла более чем в 20 спектаклях. Диапазон ее театральных ролей достаточно широк, чего нельзя сказать о ее фильмографии. В кино талантливая актриса не смогла реализовать и половины своих возможностей.
Ее кинодебют состоялся еще на первом курсе, а первую популярность ей принес фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Вершинами ее кинокарьеры называют также фильмы «Афоня», «Обыкновенное чудо» и «Дети Арбата», а помимо этих работ зрители вряд ли смогут вспомнить что-то еще. С момента первого ее появления на экранах за ней сразу же закрепилось амплуа лирической героини – милой, скромной, наивной, чистой и «слишком правильной». Именно такой она запомнилась и полюбилась зрителям, а режиссеры уже не видели ее в других образах. После «Афони» поклонники ей писали: «Если бы в моей жизни повстречалась такая девушка, как Катя, моя судьба сложилась бы иначе».
Симонова очень тяготилась тем, что не может выйти за рамки сложившегося стереотипа. Она признавалась: «Это «клеймо» чистой невинной девушки – «ходячей добродетели» – принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, так как мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!».
Несмотря на огромную популярность и любовь зрителей, актриса признавалась, что никогда не пользовалась бешеным успехом у мужчин. Она со смехом рассказывала, что ее поклонниками становились «в основном мужчины среднего… разных возрастов, но в состоянии алкогольного опьянения». У нее никогда не было романов на съемочной площадке, кроме тех, которые переросли в два брака. Симонова говорила: «У меня такая жизнь… не то амплуа, я не женщина-вамп, меня никогда не избирали секс-символом, даже нашего подъезда…».
От многих ролей, которые стали знаковыми в кинокарьере других актрис, Симонова отказалась сама. Дело в том, что на первом месте у нее всегда была семья. В первом браке со знаменитым актером Александром Кайдановским актриса отказалась сниматься у Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино», потому что была на тот момент беременна своей первой дочерью – Зоей. «Выбор «дети или карьера» передо мной никогда не стоял. Я всегда знала, что в моей жизни может не быть очень многого, но только не детей. Когда я ожидала свою первую дочь, Зою, у меня были приглашения сразу в четыре картины. Пришлось отказаться. Поверьте, в моей жизни ничего от этого не убыло. Я родила Зойку, потом на свет появилась Маруся. И были другие фильмы, другие работы», – говорила актриса.
И после рождения ребенка Симонова воздерживалась от съемок. И хотя она приложила максимум усилий для того, чтобы их семья была счастливой, брак с Кайдановским распался спустя 4 года – у актера был очень сложный характер и, устав от частых перепадов настроения супруга, Симонова ушла. В том возрасте, когда она чувствовала в себе силы и возможности активно сниматься, как раз случился кризис кинематографа, и актриса полностью посвятила себя театру. Именно поэтому она говорила, что «кино выпало из ее жизни».
Иногда она отказывалась от ролей из других побуждений. Так, Симонова должна была сыграть Констанцию в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» и уже была утверждена на эту роль, но после того, как режиссер вместо Абдулова решил снимать Боярского, в знак солидарности с другом решила тоже покинуть проект. По другой версии, на кандидатуре Ирины Алферовой настояло руководство, и Симоновой пришлось уйти. А вслед за ней ушел и Игорь Костолевский, который мог бы сыграть герцога Бэкингема.
Спустя 4 года после развода в ее жизни появился режиссер Андрей Эшпай, который стал ее вторым мужем. У актрисы родилась вторая дочь – Маша, и снова семейные ценности оказались для нее в приоритете. Ради того, чтобы заботиться о муже и детях, Симонова снова отказывалась от съемок в кино. После репетиций в театре актриса спешила домой: «Я сосредоточилась на воспитании второй дочери. Такие подвиги в жизни актрисы, особенно когда ей за сорок, – определенная роскошь, и это одна из причин, почему я «выпала» из кинематографа… Кино любит новые лица. Одно время и мое лицо было новым. А сегодня оно, наверное, примелькалось». О своем выборе она никогда не жалела – вместе со вторым мужем они прожили уже более 30 лет, и актриса называет себя самой счастливой женщиной на свете.
К своему возрасту актриса относится философски – она не скрывает того, что ей – уже за 60, и при этом очень комфортно себя чувствует. Возможно, поэтому и выглядит так хорошо: внутренняя гармония – главный залог женской красоты: «Я очень удобно себя чувствую в своем возрасте и утверждаю, что и в нем можно жить насыщенно и интересно».