Европа столкнулась с российской версией арабского нефтяного эмбарго

Европа столкнулась с российской версией арабского нефтяного эмбарго

Вы, возможно, знаете, что 1973-74 годах арабские страны ввели нефтяное эмбарго. Соединенные Штаты извлекли урок из этих событий и предприняли шаги к обеспечению энергетической независимости. Теперь, когда Россия решила наложить на Европейский Союз мини-эмбарго на природный газ, хотя она и не использует эту терминологию, ЕС придется быстро усвоить аналогичный урок.

События, приведшие к российскому газовому эмбарго в отношении ЕС, весьма похожи на те, что предшествовали арабскому нефтяному эмбарго.

Как объясняет эту историю Государственный департамент США, «во время арабо-израильской войны 1973 года арабские члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ввели эмбарго против США в отместку за решение США оказать помощь израильским военным и получить рычаги влияния на послевоенные мирные переговоры».

Другие страны, поддерживавшие Израиль, также были включены в эмбарго, которое запрещало экспорт нефти в страны, попавшие под санкции.

Сегодня речь идет о поддержке Украины (в отличие от Израиля в 1973 году) после жестокого вторжения России. В ответ Россия временно прекратила или сократила поставки природного газа в страны ЕС.

Конечно, разница между сегодняшним днем и 1973 годом заключается в том, что Соединенные Штаты по-прежнему хотели и нуждались в сырой нефти от арабских стран, которые были готовы отказаться от части доходов от сокращения продаж нефти. В отличие от этого, США и ЕС добровольно сокращают закупки природного газа у России, отчасти потому, что Россия использует эти доходы для финансирования своей войны.

Арабское нефтяное эмбарго привело к длинным очередям на автозаправках, значительному росту цен на бензин и другие товары, а также к потере рычагов влияния США на международной арене.

В ответ президент Никсон объявил о попытке увеличить добычу нефти в США, хотя запасы нефти, доступные благодаря существовавшим на тот момент технологиям добычи, сокращались. К счастью, дипломатические усилия активизировались, и к марту 1974 года эмбарго сняли.

Несмотря на это, Конгресс обеспокоился и принял закон о создании Стратегического нефтяного резерва и введении стандартов CAFÉ (т.е. требований, чтобы легковые и грузовые автомобили соответствовали определенным показателям пробега на галлон) и запретил экспорт сырой нефти. Целью было достижение энергетической независимости США.

Но затем в 1978 году Конгресс сделал шаг назад и принял Закон о национальной энергетике, в котором все больше внимания уделялось обязательным или субсидируемым видам альтернативных источников энергии. Но в то время как расходы и субсидии росли в течение следующих нескольких десятилетий, альтернативные источники энергии не росли, а если росли, то незначительно.

В конечном итоге Соединенные Штаты все же достигли энергетической независимости или оказались близки к этому, но только в 2019 или 2020 году. И это произошло не благодаря широкому распространению возобновляемых источников энергии, поскольку они все еще не получили широкого распространения.

Скорее это была революция гидроразрыва пласта в сочетании с горизонтальным бурением, начавшаяся в середине 2000-х годов, которая открыла новые огромные запасы ископаемого топлива в США. Эти достижения позволили нам добывать достаточно природного газа и почти достаточно нефти для удовлетворения собственных потребностей и стать ведущим мировым экспортером сжиженного природного газа. И это означало, что мы больше не являемся энергетическими заложниками других стран, стремящихся наказать нас за наши внешнеполитические решения.

Европейский союз не усвоил этот урок. Несмотря на то, что его призывали принять революцию в области гидроразрыва пласта, он так и не сделал этого.

Президент Трамп настаивал на том, чтобы Германия отказалась от строительства газопровода «Северный поток – 2», который сделал бы Берлин и ЕС еще более зависимыми от российского природного газа. Германия отмахивалась от этой рекомендации, пока не произошло вторжение в Украину.

В то время как Франция продолжает использовать атомную энергию, которая не выделяет углекислого газа, Германия начала закрывать свои атомные электростанции после аварии на Фукусиме в Японии.

Но большинство стран ЕС перешли на возобновляемые источники энергии (ветровая и солнечная энергия), хвастаясь их чистотой и бережным отношением к Земле, хотя при этом они спокойно полагались на Россию, которая поставляла им ископаемое топливо, в котором они нуждались.

Сейчас ЕС переживает российскую версию арабского нефтяного эмбарго, в значительной степени потому, что в течение нескольких лет он игнорировал многочисленные предупреждения о том, что Россия может и будет использовать энергетическую зависимость Европы против нее.

ЕС пытается увеличить производство ископаемого топлива, включая возобновление и поставку угля на закрытые электростанции.

В ЕС могут появиться очереди на заправках, и миллионам его граждан придется пережить часть предстоящей зимы без тепла. Уже сейчас Берлин отключает иллюминацию некоторых памятников и исторических зданий, чтобы сэкономить электроэнергию. Мы еще не знаем, с какими проблемами столкнется Европа.

Но одно кажется очевидным: страны ЕС наконец-то усвоят урок арабского нефтяного эмбарго.