Почитал тут на досуге всякие докладо-сценарии и мирные планы. Обнаружил, что многие достойные люди, генерируя прогнозы и давая оценки сценариям, либо оставляют как фигуру умолчания, либо игнорируют весьма наглядный фактор, который имеет чёткие временные рамки.
Власть и выборы.
Сделаем любимое просто упражнение – запишем в столбик.
1. Что поблизости.
Турция. 14 мая – выборы президента. Турецкий контекст понимаю плохо, но специалисты пишут такое: 1) как никогда высоки шансы у оппозиционного кандидата Кемаля Кылычдароглу; 2) победа любого из кандидатов при условном равенстве голосов может опрокинуть Турцию во внутреннюю повестку.
Сейчас Турция очень многое делает для нас, балансируя «параллельным импортом» в интересах России. Насколько получится выдерживать эту линию в случае политической турбулентности – вопрос.
Не забываем, что Анкара подвесила расширение НАТО. На вильнюсском саммите в июле 2023 г. лидер Турции должен обозначить какую-то позицию (сейчас все делают скидку на избирательную кампанию). В итоге, осенью 2023 г. расширение должно (не)произойти. Как минимум – за счет Финляндии.
Болгария. 2 апреля – выборы Парламента. Пятые за 2 года. Постоянные качели, в т.ч. - по украинскому вопросу.
Румыния. В мае должна произойти плановая ротация правительства (на основе коалиционного соглашения), выборы парламента в конце 2024 года. В ноябре 2024 года – выборы президента, в которых Клаус Йоханнис не участвует. Его уже тестируют (через вбросы) в генсеки НАТО (но это могут быть обычные для западного политикума инсинуации).
Значение Румынии как правило остаётся за кадром, поэтому недооценено. Ситуация в этой стране влияет на устойчивость Молдовы. А также на всю логистику в западном Причерноморье. Реакция румын на российскую ракету была очень показательной.
Польша. Осенью 2023 года выборы в парламент. Специалисты пишут, что по итогам партия власти ПиС может утратить доминирование. И тогда вплоть до выборов президента в 2025 году (Анджей Дуда не участвует) будут внутриполитические качели.
Без поляков мы бы не выжили. Вряд ли там что-то изменится в плане поддержки Украины. Но турбулентность сделает политиков более чувствительными к электоральным запросам. Например, истории с транзитом (экспортом) украинского зерна, когда протесты фермеров спровоцировали коллапс на границе и очереди из тысяч фур, будет сложнее разруливать.
Добавим сюда девианта Орбана.
И Словакию, которая нас поддерживает, но там своя атмосфера. Из-за чего ряд прикладных вопросов в оборонной сфере не решается. В сентябре 2023 года там досрочные парламентские выборы. И расклад тревожный.
Итого: почти всё ближнее зарубежье на юге и западе в 2023 году либо переваривает результаты сложных выборов, либо входит в нервозную политическую фазу. Будет потребность больше времени и сил вкладывать в упорядочивание внутренних дел.
Будут и другие выборы. Например, в мае 2024 года состоятся выборы президента Литвы. Но там при любом исходе должен сохраниться высокий уровень поддержки, с Литвой у нас очень тесные отношения.
2. ЕС и НАТО.
В мае 2024 года – выборы в Европарламент. Количество девиантов в ЕП, через которых Россия сейчас работает, удручает, а общая атмосфера не позволяет надеяться, что их станет меньше. А вот больше – легко. Они не будут доминировать, но путаться под ногами будут.
В последнее время ЕС очнулся и начал осознавать, что после выхода Британии диспропорция между экономической мощью и военной немощью организации стала неприличной. Есть попытки обозначить некую субъектность в вопросах обороны.
Ранее это было абсолютно несвойственно, поэтому шероховатости закономерны. Во что выльются зачатки нового тренда – неизвестно. Желающих вести переговоры и откупаться от агрессора вместо укрепления армий – предостаточно.
В 2024 г. заканчиваются полномочия главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. В связи с этим на днях начали циркулировать слухи, что и она была бы не против перейти на должность генсека НАТО.
Полномочия Йенса Столтенберга, которые уже внепланово продлевали, истекают в сентябре 2023 года. Он у руля уже 9-й год, дольше него за всю историю НАТО руководил только голландец Йозеф Лунц в 1970-начале 1980х.
Столтенберг реально потужный, демонстрирует высший пилотаж, многим было бы удобно, чтобы он остался ещё на год.
Однако, западные СМИ распускают слухи, что ему уже надоело. Ввиду чего время от времени вбрасываются разные фамилии сменщиков. В первую очередь двух британцев – экс-премьера Бориса Джонсона и министра обороны Бена Уоллеса.
Для нас назначение любого из них было бы эпически выгодным. Но в НАТО уже 20 лет не назначали руководителем представителей стран-тяжеловесов (предыдущий британец возглавлял Альянс в 1999-2003 гг.). Дабы не перетягивали одеяло. На счёт британцев может быть особое мнение у Франции. Но в свете существующих вызовов у многих есть осознание, что НАТО должно действовать бодрее.
Следующему генсеку придётся решать вопрос с (не)приёмом Украины, упорядочить девиантов типа Венгрии. А также выжимать деньги из стран-участниц, которые злостно не выполняют норму о 2% ВВП на оборону (их львиная доля). Хотя уже идут дискуссии, что 2% - это мало на фоне рисков. В общем, придётся выбрать – ставить мощного бюрократа либо харизматичного политического вождя. Декоративная фигура уже не прокатит.
Итого: 2023-2024 гг. в ЕС и НАТО – это подготовка к переходу и переход. Это время поиска альянсов, скандалов, интриг и расследований.
3. Если взять более масштабный фокус.
Обозначилась линия творческой дискуссии между США и Китаем. Все остальные будут так или иначе выстраиваться относительно этой линии.
10 марта 2023 года Си Цзиньпинь формально закрепил продление своих полномочий. Он не связан временными рамками в обозримом будущем, что позволяет ему действовать более инициативно.
В США наоборот - выборы президента осенью 2024 года. Но не позже осени 2023 года должна наступить ясность с основными участниками. В первую очередь – с форматом участия демократов. Выборы в США – та ещё забава, от которой будет трясти всех. Вибрация уже ощущается.
Индия. В 2023 году председательствует в G-20. Дели сейчас пытается максимально заработать на импорте российского сырья и одновременно заземлить у себя производства, которые западный бизнес собирается выводить из Китая.
Премьер Нарендра Моди несколько раз давал сигналы о необходимости мирного решения по Украине и недопущении эскалации в виде применения ядерного оружия. Общенациональные выборы в Индии состоятся в апреле-мае 2024 года. У Моди амбициозные планы по развитию страны, ему все эти приключение не нужны.
Итого: для двух супертяжеловесов с осени 2023 г. главным будет вопрос о власти. Остальное – фоном и набором возможностей, которые будут разыгрываться в электоральном контексте.
4. Россия.
Чем ближе к марту 2024 года – чем меньше шансов, что в РФ состоится некое подобие «трансферта власти», о котором так долго говорили большевики. Либо г-на Путина в какой-то форме прикончат, либо он сможет себя продлить под благовидным предлогом.
Тем не менее, вопрос о легитимной власти будет на повестке. Те же Индия и Китай с кем-попало говорить не будут. А любой сценарий требует подготовки.
*****
Если всё это суммировать через призму выборов и вопросов власти, то получается примерно такая картина.
Ближайшие полтора года – это время перезагрузки власти у ключевых субъектов, которые влияют на ситуацию в Украине. Перезагрузка произойдет в две волны – весной и осенью 2024 г. В первую очередь – у наших партнёров.
Им потребуется больше усилий тратить на внутреннюю повестку. Им придётся оценивать, как то или иное действие относительно Украины влияет на настроения людей и расклады. В качестве последствий это может породить стремление понизить статус «украинского вопроса» и другие невыгодные для нас тенденции.
Объективно формируется примерно такая мотивация: до осени 2023 года творите, что угодно. Наступайте, куда хотите. Освободите всё, что сможете. Но осенью угомонитесь. Потому что в момент перехода, который определит тренды до конца десятилетия, лучше без сюрпризов.
Из чего следует, что весной-летом есть мотивация помочь нам с контрнаступлением. А осенью та же мотивация будет подталкивать к некой подморозке на любых достигнутых к тому моменту позициях.
Основное внешнее требование к нам с осени 2023 г., которое просматривается на сейчас – устойчивость и предсказуемость.
Возникает ряд прикладных вопросов.
Первый. Насколько мы (Украина) с этим согласимся?
Второй. Насколько у нас будут ресурсы отстоять свою позицию в случае несогласия? На что мы сможем опереться?
Отсюда позитивный сценарий: добиться успеха силой оружия и обеспечить возможность развивать этот успех, даже если не все друзья будут этому рады.
Негативный сценарий (в случае неоптимальных результатов на поле боя) – выдержать внутреннюю турбулентность и не зашататься (как стране) из-за разочарования людей, когда нас вынудят идти на переговоры и отложить задачу выхода на границы 1991 года.
Вот примерно такой коридор, по которому мы бежим. Мы можем его коллективно либо расширять, либо сужать.
Сейчас, как и весной прошлого года, главное зло – это промедление. Все, что нас замедляет – это зло. Замедление – сужение коридора возможностей.
По этому критерию можно оценивать.