«Февраль и его финансовые санкции» - Сергей Ляпунов

«Февраль и его финансовые санкции» - Сергей Ляпунов

В начале февраля истекает срок, отведенный Конгрессом США Белому дому на подготовку крайне болезненных для Кремля финансовых санкций (Акт H.R.3364). Однако Трамп откровенно саботирует исполнение Акта. Сможет ли он спустить всё на тормозах? Вопрос к юристам, но поскольку они молчат, приходится разбираться самому.

Акт содержит две наиболее убойные меры - по зарубежным активам российской политической и бизнес-элиты и по суверенному долгу РФ, - изложенные в Sections 241, 242 и 243.

Section 241: до 02.02.2018 министр финансов США совместно с главой национальной разведки и госсекретарем должны представить Конгрессу подробный отчет о степени близости к Путину и уровне коррумпированности российских политических фигур, олигархов, (полу)государственных организаций и их бенефициаров, активах и источниках доходов этих лиц и членов их семей, объемах их заимствований, зарубежных связях и масштабах проникновения в экономику и финансы США и их союзников, а также оценить вероятный эффект наложения санкций на указанных лиц.

Section 243: до 02.08.2018 и далее ежегодно до 2021 года министр финансов США должен представлять Конгрессу отчет о мерах, предпринятых госструктурами США по выявлению, расследованию и пресечению незаконных финансовых потоков, связанных с РФ. Эти меры должны осуществляться во взаимодействии с союзниками США, особенно в Европе.

Ну что тут можно сказать? На мой юридически непросвещенный взгляд, из текста Акта следует, что это всё-таки не немедленный арест воровских активов, а пока лишь желание подвесить их обладателей, я извиняюсь, "за яйца" и так держать до поры до времени, чтобы впредь неповадно было шкодничать. Поэтому не могу разделить оптимизм ряда экспертов (в частности, Пионтковского), что уже в феврале к российскому "блудному триллиону" будут применены стандартные американские законы, касающиеся отмывания капиталов, нажитых преступным путем.

Здесь также следует учесть порядок цифры: триллион или не триллион, но блокировка такого гигантского куша, существенная часть которого размещена в американских финансовых и биржевых активах, может сотрясти ликвидность всей системы. Надо ли это США?

По моим ощущениям, максимум, на который американцы будут готовы в качестве первой меры, - это раскрыть убойную информацию о масштабах выведенного из РФ воровского капитала и его конкретных обладателях. Кстати, не факт, что среди них будет назван российский президент (вспомним Панаму: назвали виолончелиста, но все подумали на его друга).

Реальные блокировки, на мой взгляд, могут начаться не раньше следующей осени, да и то не разом и лишь при двух условиях:

a) униженный Кремль, стиснув зубы терпевший до ЧМ-2018, после мундиаля, наконец, даст волю оскорбленным чувствам и предоставит американцам какой-нибудь повод для публичной порки (то есть полная аналогия с событиями после ОИ-2014), или

b) Russia-gate в США выйдет на критическую массу, в результате чего воровские капиталы начнет арестовывать либо сам Трамп, спасающий свою шкуру от импичмента, либо этого добьется какой-нибудь Маккарти-2.0, взлет которого на американском политическом небосклоне представляется неизбежным (а не надо было в их выборы лезть).

Теперь по суверенному долгу РФ.

Section 242: до 02.02.2018 министр финансов США совместно с главой национальной разведки и госсекретарем должны представить Конгрессу отчет о потенциальном эффекте от включения в список санкций суверенного долга РФ и производных инструментов в полном объеме.

По данным ЦБ, внешний долг органов госуправления РФ на 01.10.2017 составил $52 млрд - мизер по американским меркам и весьма плачевно для России. Поэтому вот именно тут, думаю, в феврале обязательно жахнут.

Вся логика постепенного наращивания санкций ведет именно к такому выводу. Там просто никаких более мягких промежуточных мер уже не просматривается: или суверенный долг, или вообще ничего. А вообще ничего - это потеря лица американцами в ситуации и при условии, что до февраля Путин не прогнется по Украине (а он ведь не прогнется перед выборами).

Да и сам факт того, что суверенному долгу РФ посвящена отдельная section Акта, уже о многом говорит. Так что никакой Трамп здесь не поможет - заставят, если надо будет.

Sergey Lyapunov