Французские легенды аккордеона: Марсель Аззола и его джаз-мюзет

Французские легенды аккордеона: Марсель Аззола и его джаз-мюзет

Марсель Аззола, прозванный современниками «господин аккордеон», скончался 21 января 2019 года. Потомок итальянских иммигрантов был одним из ведущих французских аккордеонистов, выступал со всеми великими шансонье, своей виртуозной игрой восхищал Жака Бреля, а также превратил аккордеон в джазовый инструмент и добился академического, консерваторского признания для народной хроматической ручной гармоники

Французский аккордеонист Марсель Аззола ушел из жизни 21 января в возрасте 91 года. Один из последних великих мастеров аккордеона скончался в своем доме в городке Виллен-сюр-Сен, неподалеку от Парижа. «Его сердце не выдержало», — сообщила СМИ супруга музыканта, скрипачка и пианистка Лина Боссати, бывшая долгие годы спутницей маэстро на сцене и в жизни. Аккомпаниатор всех великих французских певцов XX века, Марсель Аззола также вошел в историю как музыкант, сделавший аккордеон настоящим джазовым инструментом.

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА, ДЖАЗОВЫЙ ГИТАРИСТ КРИСТИАН ЭСКУДЕ И БАСИСТ ПАТРИС КАРАТИНИ – «LES FEUILLES MORTES»

Марсель Аззола родился 10 июля 1927 года в двадцатом округе Парижа, вблизи знаменитого Менильмонтана, в семье итальянских иммигрантов. Его отец, плотник и музыкант-любитель, руководивший в родном Бергамо ансамблем мандолин, с детства привил детям любовь к музыке. Но если старшие сестры Марселя учились играть на скрипке, то мальчику с детства выбрали аккордеон: с ним проще заработать на жизнь, полагал отец будущего виртуоза. Собственному детству Марсель позже посвятил одну из самых известных своих композиций «Rue de la Chine» (улица в районе Менильмонтан вблизи кладбища Пер-Лашез).

Школа классики

У Марселя были великолепные учителя, в том числе Медар Ферреро (Médard Ferrero), который одним из первых стал исполнять на аккордеоне классическую музыку. В истории Ферреро остался как гениальный педагог, чей метод обучения игре на аккордеоне часто сравнивают со знаменитым методом Карла Черни для пианистов. Произведения Ферреро для аккордеона имеют то же значение, что сочинения Ференца Листа для мастеров фортепиано.

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА С СУПРУГОЙ ЛИНОЙ БОССАТИ – МЕЛОДИЯ ПЕСНИ «АККОРДЕОНИСТ»

Выступать в кафешантанах и на народных балах Марсель Аззола начал в 11 лет, в конце 1930-х выиграв свой первый конкурс профессиональных аккордеонистов. Тогда же подростка пригласили аккомпанировать певице Фреэль (Frehel), звезде французской «реалистической песни» 20-30-х годов прошлого века. С юным аккордеонистом Фреэль записала для радио свою знаменитую песню «La java bleue» (синяя/голубая жава).

В период оккупации Марсель Аззола сперва скрывался в Савойе, а затем вернулся в Париж, чтобы снова выйти на сцену. Он выступал с оркестром, игравшим популярную классику, а однажды даже вышел на сцену русского кабаре в сопровождении балалаек. В секреты гармонии и основы классической музыки Марселя посвятил композитор Жак Мендель: юноша не побоялся брать частные уроки у музыканта, которого нацисты заставили носить «желтую звезду».

Начав с народного репертуара, под влиянием учителей Марсель Аззола приобщился к классике, много работая над исполнением Шумана, Сен-Санса и Баха. После войны 20-летний юноша стал одним из самых популярных и востребованных аккордеонистов Парижа.

«Жги, Марсель! Жги!»

Биографы и критики называют Марселя Аззолу «необычным музыкантом», сравнивая его карьеру с «лабиринтом», различая в его творчестве «четырехголосную полифонию». Первый голос — народная музыка. Остальные — джаз, классика и французский шансон. В конце 1940-х Марсель Аззола начал «новую карьеру»: под аккомпанемент его аккордеона на сцену выходили почти все великие французские певцы XX века. Началось все с Эдит Пиаф, которая записала с аккордеонистом знаменитую песню «Sous le ciel de Paris» (под небом Парижа), вошедшую в одноименный фильм 1951 года.

ЖАК БРЕЛЬ И МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА – ПЕСНЯ «ВЕЗУЛЬ» (1968)

Марсель Аззола выступал на концертах Жильбера Беко и Бориса Виана, Барбары и Жюльетт Греко, Марселя Мулуджи и Франсиса Лемарка. В конце 1950-х он сопровождал Ива Монтана в его гастролях по СССР (в последний раз в Москве он побывал пять лет назад, выступив на XXV международном фестивале «Баян и баянисты»).

Но в историю французской песни Аззола вошел прежде всего как аккомпаниатор Жака Бреля. В 1968 году во время записи песни «Vesoul» (Везуль) восхищенный виртуозной игрой аккордеониста Брель выкрикнул фразу, которая вошла в историю и в биографию музыканта: «Chauffe, Marcel chauffe!» (Жги, Марсель! Жги!).

Жизнь в джазе

Аккордеон Марселя Аззола звучит в доброй сотне французских фильмов, в том числе в картинах классиков Жака Тати, Клода Соте и Бертрана Тавернье.

Еще одной настоящей страстью музыканта стал джаз. Марсель Аззола сделал старый добрый аккордеон по-настоящему джазовым инструментом. Виртуозность, особая фразировка, динамичная и очень близкая к стилю бибоп (по выражению знаменитого французского джазового аккордеониста Ришара Гальяно), привела Аззолу к джазу в 1980-е. Классические композиции в стиле «Reine de musette» в репертуаре маэстро дополнили импровизации наподобие «Java boogie».

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА И ДИДЬЕ ЛОКВУД – «LA JAVANAISE» – ДЖАЗОВЫЕ ПОБЕДЫ 2006 ГОДА

Марсель Аззола выступал с великим джазовым скрипачом Стефаном Граппелли, играл со знаменитыми французскими гитаристами-джазменами Марком Фоссе и Кристианом Эскуде, пианистом и саксофонистом Дани Доризом. Легенда джаза, бельгиец Тутс Тилеманс, гитарист и виртуоз губной гармоники, выступал с именитым французом, который успевал совмещать насыщенную концертную деятельность с преподаванием в музыкальной школе города Орсэ.

Марсель Аззола был многолетним партнером по сцене блестящего французского джазового скрипача Дидье Локвуда, с которым выпустил альбом «Waltz Club» (вальс-клуб). В этот альбом вошли и джазовые вариации на тему «Травиаты», и обработки мелодий Пиаф, и знаменитый «Свинг-вальс».

Аккордеон — в консерваторию!

В истории «необычный музыкант» Марсель Аззола останется не только как виртуоз вальсов-мюзет и джазовый импровизатор. Стараниями маэстро и его именитых коллег Жоэ Росси, Андре Астье и Жосса Базелли аккордеон перестал восприниматься как народный, «легкомысленный» инструмент, пригодный разве что для аккомпанемента на танцевальных вечерах или развлечения публики в музыкальных кафе и барах.

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА, КРИСТИАН ЭСКУДЕ И ПАТРИС КАРАТИНИ - "DOUBLE SCOTCH" В СТУДИИ FRANCE MUSIQUE

С 1970-х годов Марсель Аззола боролся за признание аккордеона «серьезным», академическим инструментом, на который музыкантам-классикам не стоит смотреть свысока. В начале 2000-х эти усилия увенчались успехом: в парижской Консерватории открылся класс аккордеона, а Марсель Аззола как член жюри участвовал в отборе его первых преподавателей.

Те, кто знал Марселя Аззолу лично, отмечали его невероятную обходительность, скромность и непременное уважительное отношение ко всем окружающим. Великий музыкант, чья статуя еще полвека назад появилась в парижском музее восковых фигур Гревен, был представлен к высшей французской награде — ордену Почетного легиона. Но от ордена он отказался, предпочитая любым наградам старые модели аккордеонов, которые он собирал всю свою жизнь. Его коллекция любимых инструментов, среди которых некоторые датированы серединой XIX века, не имеет себе равных во Франции.

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА И ОРКЕСТР ПОЛЯ МОРИА

Больше тридцати лет Марселя Аззолу неизменно сопровождала пианистка и скрипачка Лина Боссатти. Они были вместе в жизни и на сцене, где часто выступали в дуэте, исполняя самую разную музыку — от классики до джаза.

Долгие годы Марсель Аззола страдал от, казалось бы, фатального для аккордеониста заболевания — контрактуры Дюпюитрена: пальцы на правой руке маэстро полностью не разгибались. Но недуг не стал для музыканта приговором — Азолла выступал до 90 лет. В последний раз он вышел на сцену ровно год назад на концерте памяти Жака Бреля.

Вместе с шансонье Марселем Мулуджи он выпустил антологию французских песен 20-го века, написанных в стиле вальсов-мюзетт. В этот диск «Et ça tournait» (и все кружится) вошла одна из самых популярных во Франции мелодий «Mon amant de Saint-Jean» (моя любовь из Сен-Жана).

МАРСЕЛЬ АЗЗОЛА ОБ ИСТОРИИ АККОРДЕОНА – ФИЛЬМ ЖАН-ИВА МАРТЕЛЯ ДЛЯ МУЗЕЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ