Французский сердцеед с русскими корнями

Французский сердцеед с русскими корнями

Во всем мире Роже Вадим был известен как французский режиссер, снявший фильмы, которые стали признанной классикой французского кинематографа. Его называли Пигмалионом, «вылепившим» звезд первой величины из своих возлюбленных, ведь именно благодаря ему Брижит Бардо, Катрин Денев и Джейн Фонда добились мирового признания. Но большинство их поклонников не знало о том, что режиссер, которым гордились французы, родился с фамилией Племянников, и что многие свои черты характера он объяснял своими русскими корнями…

Отец режиссера, Игорь Николаевич Племянников, был русским белоэмигрантом, уехавшим из России во Францию в начале 1920-х гг. Он служил французским дипломатом, и свое детство Вадим (по другим данным – Владимир) Племянников провел в Турции и Египте, где работал отец. После его смерти они с матерью вернулись во Францию. В их доме говорили на нескольких языках – мать Вадима была француженкой.

Родителям своей первой жены Брижит Бардо Племянников рассказал семейную легенду, согласно которой основателем их рода был племянник Чингисхана: «По-русски фамилия Племянников происходит от степени родства – сын брата. Подойдя в своем рассказе к происхождению фамилии, я предложил семейству Бардо отправиться в очень далекие времена, в ХIII век, во времена владычества Чингисхана. На своем смертном одре Чингисхан поделил империю между сыновьями. Младший получил часть Польши и Украины. После его смерти наследником стал не сын, а племянник. Фамилия Племянников так и осталась за нашим родом, даже после того, как он прекратил царствовать».

Историки склоняются к мысли о том, что род Племянниковых действительно происходил от представителей татарской знати. В XVIII в. им был пожалован фамильный герб, занесенный в родословные книги. Правда, в исторических исследованиях указывается, что во второй половине XVIII в. род Племянниковых пресекся, а в начале XVII в. появился другой род их однофамильцев, не имеющих отношения к выходцу из Орды. Но если верить семейному преданию Роже Вадима, его предки имели отношение к первой ветви Племянниковых. У режиссера было 5 официальных браков, но только с одной из жен – Брижит Бардо – он совершил обряд церковного бракосочетания, и в браке с ним она носила имя Брижит Племянникова.


В юности Племянников решил пойти по стопам матери и стать актером. В 16 лет он взял псевдоним – Роже Вадим, и под этим именем дебютировал на театральной сцене. Позже он понял, что его призвание – не актерская деятельность, а режиссура. Свою карьеру он начинал в качестве ассистента кинорежиссера Марка Аллегре. Однажды на пробах Роже Вадим увидел 15-летнюю Брижит Бардо, в которой он разглядел большой актерский потенциал. В 1952 г., когда Роже Вадиму было 24, а Брижит Бардо – 18, они поженились.

Позже оба они называли это время самым счастливым периодом в своей жизни. Дебютная режиссерская работа Роже Вадима – «И Бог создал женщину» – принесла ему мировую популярность, стала классикой французского кинематографа, а Брижит Бардо возвела в ранг суперзвезды. Критики называли его Пигмалионом и, по аналогии с названием фильма, писали: «Роже создал Брижит». А он на это отвечал: «Я был всего лишь шлифовщиком, который обработал и подарил миру настоящий алмаз».

Однако первый успех в профессии разрушил их семейную жизнь – на съемках фильма Брижит Бардо познакомилась с актером Жан-Луи Трентиньяном, влюбилась в него и ушла от мужа. А Роже Вадим вскоре женился во второй раз – на датской актрисе Аннет Стройберг, сыгравшей в его фильмах «Опасные связи» и «Умереть от наслаждения». Этот брак тоже не был долговечным – спустя 2 года супруги расстались. Их дочь Натали после развода осталась с отцом.


Следующей музой и гражданской супругой режиссера стала 19-летняя Катрин Денев, родившая ему сына Кристиана Вадима. История снова повторялась – на момент их знакомства она была никому не известной начинающей актрисой, а Роже Вадим превратил ее в кинодиву. Французы поражались тому, с какой легкостью мужчина с невзрачной внешностью покоряет первых красавиц страны. Катрин Денев на вопрос о том, что привлекает в нем женщин, отвечала так: «Прежде всего исключительный шарм Вадима, который так неотразимо действует на женщин. Мне даже трудно объяснить, в чем он состоит: манера говорить, улыбка, голос... Я также бы отметила такое его качество как щедрость. Она проявляется не только в постоянном стремлении помочь друзьям и близким в решении финансовых проблем, но и в его душевной широте, доброте. Наконец, это настоящий рыцарь, один из самых верных и преданных мужчин, которых я когда-либо знала… Это был удар молнии. Вадим научил меня быть женщиной, личностью и жить в счастье».

Сам о себе Роже Вадим говорил так: «Я отвожу себе скромную роль гранильщика бриллиантов. Думаю, что делал это удачно. Судите сами: для образа Марианны – символа Франции, бюсты которой украшают все мэрии страны, французы выбрали за послевоенную историю двух моих женщин – вначале Бардо, а потом – Денев… Уроки драматического искусства бесполезны. Актеров должны учить не методы и приемы, а инстинкт. И начинать надо с самого юного возраста. Но для этого им нужно посвящать все свое время. Так что лучше быть еще и влюбленным. Я хотел бы находиться 24 часа в сутки с девушкой, которую я выбрал, чтобы ее сформировать. Когда проводишь вместе ночь и утро и продолжаешь беседу за завтраком».

Он был женат еще трижды. Его избранницами стали американская актриса Джейн Фонда, наследница богатого рода крупных промышленников Катрин Шнайдер и театральная актриса Мари-Кристин Барро. У режиссера было четверо детей от разных браков. При этом со всеми женами ему удавалось сохранять хорошие отношения и после развода. Когда ему задавали вопросы о секретах покорения женщин, Роже Вадим отвечал: «Должен вас разочаровать, нет у меня никаких ни формул, ни рецептов. Я, видимо, наделен какой-то внутренней антенной, позволяющей улавливать желания слабого пола. В противоположность донжуану, который подчиняет их своей воле, превращает в рабынь, я стремлюсь понять женскую душу, все, что ее волнует и беспокоит. И мне обычно отвечают взаимностью».

Роже Вадим дважды бывал в России – во времена хрущевской оттепели и в середине 1990-х гг. Он всегда помнил о своих русских корнях и считал себя французом лишь наполовину. Он признавался: «В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз. Но в отношении к жизни в отличие от французов-прагматиков я, видимо, скорее русский».

Широтой души и щедростью натуры, о которых говорила Катрин Денев, он, очевидно, тоже был обязан своим русским корням. Об этом говорили и его родственники. Так, его сестра Элен Племянникова в одном из интервью сказала: «В нас много всего намешано – мы и дерзкие, и нежные, и романтичные в одно и то же время. От смеха к слезам мы как истинные русские можем переходить почти мгновенно… Он любил красоту. И был соблазнителем по своей природе. Женщины не могли перед ним устоять. То, что называется у нас русским шармом, без сомнения, присутствовало в его характере и сказывалось на успехе у женщин».

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/121019/44395/