Акции «Газпрома» завершают падением третью неделю подряд на фоне резкого сокращения спроса на газ в Европе и принятия в Брюсселе газовой директивы, из-за которой под угрозой оказалось будущее проекта Nord Stream 2.
На торгах МосБиржи в четверг бумаги «Газпрома» опускались до отметки 153,01 рубля, оформив минимум с начала года.
За февраль они пошевели на 5,6%, почти втрое опередив по падению индекс ММВБ. Капитализация «национального достояния» сократилась на 211 млрд рублей рублей, или 3,2 млрд долларов.
«Газпром» торгуется хуже рынка, поскольку растет давление на «Северный поток-2», говорит аналитик ИФК «Солид» Вадим Кравчук.
В среду комитет постоянных представителей Евросоюза утвердил текст поправок в газовую директиву, которая требует, чтобы морские трубопроводы подчинялись тем же нормам, что и сухопутные: одной компании (в данном случае «Газпрому») запрещается быть одновременно и продавцом газа и владельцем трубы, во-вторых, доступ к газопроводу должны получить независимые поставщики.
И если первое требование формально выполнить можно, создав отдельную структуру, то второе — нет: газ в российский конец трубы может подать только «Газпром» как единственная компания, имеющая право на его экспорт.
Германия блокировала принятие поправок более года, однако ситуация резко изменилась после вмешательства Франции, заявившей в феврале о «стратегических проблемах», которые добавит вторая нитка потока в отношения России с ЕС.
Германия как страна, принимающая трубу, добилась права подать заявку на исключение Nord Sream 2 из-под действия газовой директивы. Однако решение придется согласовывать с Еврокомиссией, которая настроена к проекту более чем скептически, а также с комитетом, куда войдут представители всех стран-членов ЕС.
Без их одобрения «Газпром» сможет использовать только половину мощностей трубопровода, что увеличит срок окупаемости и может подорвать инвестиционную привлекательность проекта, предупреждают аналитики «Атона».
В конечном итоге это ограничение может быть снято, но это потребуется время, продолжает «Атон»: в случае с «Северный потоком-1» и его ответвлением Opal на все согласования ушло 6 лет.
Ответом «Газпрома» может стать новая стройка: 14 февраля глава концерна Алексей Миллер допустил строительство «Турецкого потока -2» мощностью 32 млрд кубометров, что практически соответствует выпадающим поставкам по Nord Stream 2 (27,5 млрд кубов).
Экспорт «Газпрома» в Европу тем временем падает: из-за теплой погоды и экономического кризиса в Турции за первые 15 дней февраля поставки сократились на 8,3%. По итогам месяца экспорт может составить 15,4 млрд кубометров, что на 12% ниже прошлогоднего.