В Европе ежегодно выбирают «Зелёную столицу». Титул считается не только престижным, но и в последние годы поддерживается вознаграждением (€ 350 000). Он присуждается городу с населением более 100 000 человек. В 2019 году этот статус получила столица Норвегии.
К основным факторам для присуждения титула стали сокращение вредных выбросов, переход на электромобили и развитый общественный транспорт, тотальное озеленение и низкий уровень шума, эффективная переработка отходов и сточных вод, использование новейших технологий в урбанистике и т.д.
Впервые проблема улучшения окружающей среды в Осло была озвучена в 1998 году, тогда же увидела свет городская экологическая программа. С тех пор ее несколько раз пересматривали, ища целостный подход. Чтобы горожане могли дышать чистым воздухом, власти постепенно увеличивают рынок автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Сегодня 30% всех новых автомашин, продаваемых в Осло,− электромобили. Пересаживаться на них выгодно: налог на его покупку отсутствует, цена освобождается от НДС, бесплатная парковка гарантирована, а владельцы получают право бесплатного проезда на общественном транспорте и паромах, бесплатное электричество для зарядки аккумулятора.
Одновременно личных авто на улицах становится меньше. Сегодня в приоритете проект Car-Free City Life или «Город без машин». Уже 65% всех потребностей в передвижении по городу покрывается за счёт общественного транспорта и велосипедов, и это только начало (личным автомобилям недавно был закрыт доступ в центр некоторых городов). При этом транспорт заменяет обычное топливо на биогаз. Планируется, что к 2020 году в городе не останется ни единого автобуса на дизеле. Маршруты транспорта продуманы, можно легко и быстро добраться из любой точки города в другую; он также удобен для маломобильных граждан.
Осло – город велосипедистов и пешеходов. Велодорожки намерены осветить «умными» фонарями, меняющими интенсивность освещения в зависимости от времени суток и погодных условий. Для любителей пеших прогулок постоянно прокладывают маршруты, причём подгоняют их под стандарты лесных прогулок – тропинки ведут через парки, луга, скверы, вокруг фьордов и речек.По прогнозам климатологов, осадки в Осло будут идти всё чаще и сильнее. В борьбе с ливнями власти во всеоружии: расширенная ливневая канализация, специальные резервуары и «зелёные» крыши – все это удерживает влагу и предотвращает лужи на дорогах.
Крыши, засаженные травой и деревьями − «фишка» города и давняя традиция. Это так называемые верхние дворы. Сначала сады разводили на крышах небольших деревянных зданий, а сейчас насаждениями охвачены почти все крыши. И это не просто дань традиции или озеленительная мера: нынешние «зелёные» крыши высокотехнологичны и играют важную роль в регулировании воды после обильных осадков. Вторая такая роль отведена подземным пространствам. В 2013 году стартовал проект Sub-surface, созданный для управления канализационными сетями и контроля грунтовых вод.
В таком зелёном городе, как Осло, не мог не встать вопрос о сохранении местной фауны. Ульи для пчёл, домики для жуков, стрекоз и бабочек, искусственные муравейники – все это строится в парках для поддержания их биологической среды. Не позабыты и птицы, рыбы, мелкие и крупные животные… Задача воссоздать и поддерживать естественную среду их обитания решается на 5+. Именно поэтому на центральной площади Осло можно услышать крик свиристеля, а на парковой дорожке запросто встретить оленя или лису.Животные и птицы чувствуют себя хорошо в городе ещё и потому, что власти озабочены снижением уровня шума. Конечно, в первую очередь важен комфорт человека. И, оказывается, есть возможность уменьшить звуки так, чтобы каждый чувствовал себя уютно даже посреди оживленной улицы. Всего-то для этого нужно заменить обычные поезда тихими, правильно отшлифовать рельсы для трамваев и метро, установить шумозащитные экраны там, где это необходимо, модернизировать фасады зданий, выходящих на шумные трассы, перенести за черту города грузовой порт и понять простую мысль: чем больше на улицах деревьев, тем меньше шума.