Натан Щаранский дал большое интервью "Украинской правде" про "Бабий Яр" и Илью Хржановского. Оказывается, он - председатель наблюдательного совета мемориала. Я этого не знал. Тем более все происходящее становится ещё более удивительным.
Общая направленность интервью - Илья Хржановский хороший художник, он может потянуть проект, предъявляемые ему объявления из области слухов, обвинения о социальных экспериментах в будущем мемориале также из области слухов, «Дау» - отличное антисоветское кино.
Я очень во многом готов согласиться с Натаном Борисовичем.
Он говорит, что предложение со Стэндфодским экспериментом было озвучено Хржановским как творческая идея задолго до утверждения концепции и её никаким боком в окончательном варианте не будет - и нет оснований не верить.
Он говорит, что никаких пыток детей на съемочной площадке не было и не могло быть, и такие вещи требуют доказательств.
«Если, например, есть подозрения, что детей снимали без разрешений, или детей отпустили на эти съемки без соответствующих сопровождений, или были нарушения – естественно, надо это расследовать. Но это не начинается с того, что публично уже все всё выяснили и повесили на человека клеймо. …Этот фильм получил признание одного из двух самых главных фестивалей Европы! Он получил право на прокат на Западе. А когда там дается право на прокат, проходят проверки, особенно в вопросах прав человека… Вы это дело, наверное, не помните, были такие Даниэль и Синявский в мое время. И официально их на процессе обвиняли в следующем: призыв к распространению насилия и поощрение убийств. У Синявского в рассказе "День открытых убийств" описано советское общество, где доводится до абсурда идея, что можно "врагов народа" убивать, и начинают искать "врагов народа". И автора совершенно официально обвинили и осудили за призывы к убийству. Вот это то, что мне это напоминает.
Приведу еще один пример. Если, скажем, снимается фильм о Голодоморе, и если талантливый режиссер хочет показать ужас Голодомора, показать, как умирают дети с выпученными животами, приезжают комиссары, смотрят на этих умирающих детей и забирают последний хлеб у родителей. Что бы сделал режиссер? Он бы пошел в больницы, в детские дома, искал детей особо истощенных и нездоровых.
Я думаю, что Украина приветствовала бы такой фильм, потому что Украина сделала много по теме Голодомора, но недостаточно, чтобы показать всю глубину этой драмы и ужаса. Здесь делается ровно то же самое»
И тут тоже сложно возразить. Это разумные и логичные аргументы. Я также считаю, что в таких фильмах историческая правда должна быть показана предельно отчетливо. И мне также действительно сложно поверить, что кто-то где-то в трезвом уме ради этой правды на съемочной площадке будет пытать детей. Здесь нужны действительно доказательства - это верно.
Он говорит, что «Дау» - это превосходный проект, показывающий, как совок ломал людей изнутри, как он прежде всего ломал мышление человека.
Да, возможно, это так. Возможно, это действительно впечатляющий антисоветский проект.
Все это вполне разумные имеющие право быть доводы.
Но. Натан Борисович. Есть одно гигантское «НО». Которое перевешивает все.
«Я думаю, никто не заподозрит меня в том, что я предпочитаю иметь дело с Россией, а не с Украиной. В свое время первый, кто ко мне пришел по поводу проекта, был мэр города Киева Виталий Кличко. Он сказал, что полностью "за" и это отличная идея.
Потом уже пришли Фридман и Хан, и Фридман тогда сказал: "Знаешь, что мы собираемся финансово поддерживать, готов ли ты быть главой набсовета?" И я его спросил открыто: "А ты не думаешь, что у тебя могут быть проблемы в Кремле?" Он сказал: "Они меня уже спросили". Я уточняю: "И что ты им сказал?" – "Я им сказал, что у меня пять моих ближайших родственников похоронены в Бабьем Яру, и еще много похоронены во Львове. И вы мне не станете указывать, что это не мое дело".
Все люди, которые участвуют в проекте, лично очень сильно связаны с ним. Они либо выросли в Украине, и у них много родственников погибли. Либо они так или иначе были связаны в своей политике с Украиной.
Сказать, что деньги Фридмана и Хана – это деньги, которые идут на финансирование российской армии, – это абсурд. Альфа-банк – крупнейший банк в Украине.
Человек чувствует свою личную связь с трагедией Холокоста в Украине и хочет дать деньги, а вы ему говорите: "Нет, ты сначала прекрати все свои связи с Россией".
Аргумент, что люди, которые сделали свой капитал в России, не могут заниматься филантропической деятельностью в нашей стране – я это не слышал нигде – ни в Америке, ни в Европе, ни в Латинской Америке.
Я могу понять уникальность военной ситуации. Как жителю Донецка мне больно, потому что из самого грязного индустриального района вырос такой красивый город! И во что он сейчас превращен? Мне это очень больно.
Но как из этого можно сделать вывод, что поэтому все, кто так или иначе связан с Россией, не имеют права финансировать или делать благотворительный проект в Украине?»
Аргумент, что Рихард Вагнер, написавший трактат «Еврейство в музыке», не может быть исполняем в нашей стране - такого я не слышал нигде, ни в Америке, ни в Европе, ни в Латинской Америке.
Да, Натан Борисович. Да. Аргумент, что эти люди не просто сделали деньги в России - они являются частью той системы, которая и уничтожает сейчас Украину - да, Натан Борисович, он перевешивает все.
И личную связь, и бизнес в Украине, и гениальность художника.
Да, Натан Борисович. Все, кто так или иначе связан с Россией, не имеют права делать благотворительный проект в Украине.
Возможно, Израилю без разницы, если бы Яд ва-Шем строил бы, ну, скажем, иранский режиссер, который снял фильм про чудовищность исламской революции полвека тому назад на деньги племянника аятоллы Хомейни, а ныне был бы вполне себе встроен в современную политическую и культурную жизнь Ирана, а деньги на Яд ва-Шем выделил бы, ну, скажем, аятолла Ахмад Джаннати, возглавляющий Совет Стражей Конституции, но лично я в этом сильно сомневаюсь.
Мне почему-то кажется, что такой проект в Израиле вызвал бы жесточайшее отторжение.
Неужели все, кто так или иначе связан с Ираном, не имеют права делать благотворительные проекты в Израиле?
Яд ва-Шем вот до сих пор не хочет признавать митрополита Шептицького праведником мира, несмотря на то, что тот лично спас сто человек, знал иврит и поддерживал еврейскую общину во Львове.
Он даже не спонсировал армию вермахта. Он всего лишь приветствовал приход немцев, надеясь, что они освободят Украину от большевиков, и согласился отправить в дивизию «Галичина» капелланов. Но отторжение в Израиле вызывает.
И я, надо сказать, должен согласиться с тем, что Израиль имеет такое право.
Хотя при этом Путин там был почетным гостем. В первых рядах сидел.
Но почему Вы в таком случае считаете, что Украина этого права не имеет?
Фридман - не просто «так или иначе связан с Россией». Он один из её столпов. А сказки про не встроенных в путинскую систему олигархов на двадцатом году путинизма - вот, правда, не надо.
Да, деньги Фридмана и Хана идут на финансирование российской армии - и иначе там быть не может.
И то, что он владеет крупнейшим банком Украины - совсем не прибавляет ему очков в глазах украинского общества. А ровно наоборот.
Но дело даже и не в этом.
Натан Борисович очень много в этой статье говорит о советском наследии. О том, что Украина должна избавиться от этого советского наследия. От того ярма, в котором она находилась триста лет.
И тут же делает удивленное лицо и спрашивает - а почему олигархи из страны, которая САМА И СТАЛА СЕОДНЯ СИМВОЛОМ ВОЗРОЖДАЮЩЕГОСЯ СОВКА, в которой портреты Сталина выкладывают теперь мозаикой в храмах, в которой народ и партия опять едины, в которой возрождение СССР - с включением в него все той же Украины - стало государственной политикой и народ опять борется с кознями проклятого Запада, оттяпавшего наше подбрюшье - почему олигархи из этой страны не могут строить «Бабий Яр» в Киеве?
Ну, не знаю. Почему бы спонсору алабамского Ку-Клукс-Клана не поставлять цветы в Яд ва-Шем?
От наследия рабства избавились же.
Так вот. Претензии про детей, про Стэнфордский эксперимент, про «Дау» - это все производные.
А базис - только один.
Резидентство.
Резидентство человека, который будет строить мемориал памяти жертвам массовых репрессий диктатуры в стране, которая прямо сейчас, прямо в данный момент, подвергается оккупации и репрессиям диктатуры.
Если ты живешь сейчас в столице нового Недорейха, то по отношению к Украине у тебя может быть только одна модель поведения.
Молчать. Молчать в тряпочку.
Нет, конечно, ты можешь отрыто протестовать против оккупации, пыток, убийств, репрессий, обстрелов городов, можешь посылать деньги на помощь украинской армии, можешь помогать спасть пленных украинских моряков - собственно, именно это и есть единственно возможная модель поведения - и сесть в тюрьму, или быть вытравленным из страны, или быть убитым на мосту - но, будем реалистами, требовать от российского художника ТАКОГО невозможно даже в его самом страшном кошмаре.
Поэтому - молчать просто в тряпочку. Не открывать рот. Вообще. Точка.
А если ты собираешься строить в Украине такой мемориал, как «Бабий Яр» - ты не просто не должен не иметь никаких дел с Россией.
Ты в первую очередь, на всех каналах, публично, на площади, должен покаяться, откреститься, встать на колени и попросить прощения.
И только после этого можно будет о чем-то говорить.
И если ты этого не чувствуешь, то, пожалуй, наверное, тебе не стоит браться за такую тему, как «Бабий Яр».
А позиция «это наша, еврейская, трагедия, и мы и только мы будем решать, как и кто будет строить, и нам плевать, что спонсор связан с путинской Россией - мы здесь свои со своими о своем про свое» - неа. В этом случае она не работает.
Россия напала на Украину и убивает сейчас именно украинцев. И делать вид, что в самой Украине это не имеет отношения к Украине и это вопрос только еврейской трагедии, а на остальное закроем глаза - нет. Так это не работает.
Не работает такая позиция в вопросе строительства мемориала жертвам людоедского режима, когда другой людоедский режим убивает страну, в которой вы этот мемориал хотите строить.
Здесь играем, здесь не играем - не в этом случае.
В Бабьем Яру, например, не только евреев расстреливали. Там еще и коммунистов расстреливали.
Давайте привлечем к строительству представителя Коммунистической Партии Российской Федерации?
Скажем, какого-нибудь Рашкина. Ну и что, что он жалуется на засилье евреев в Госдуме.
Разве он не может из-за этого заниматься филантропической деятельностью в проектах Холокоста?
То, что такой мемориал в Украине будут строить граждане страны, оккупанта Украины - это государственный позор.
Это недопустимо. Этого не может быть.
То, что ваш наблюдательный совет, Натан Борисович, отводит в этом вопросе Украине второстепенную роль, первостепенную отдавая гражданам России, которые являются и главными спонсорами и руководителями проекта - это удар в невероятно болезненную точку национального самосознания общества. Вы можете говорить что угодно, и Ваши доводы будут вполне аргументированы и разумны, как мы и видели в начале этого поста, но украинец во всем этом интервью услышит не их. Он услышит только одно - «меньшевартость». Погуглите, если не знаете.
Опять я рожей не вышел, решать, что и как строить самому на своей земле. Опять за меня решают.
И зачем сейчас бить в эту точку - я совершенно не понимаю.
А претензии к Хржановскому про фильм - они лишь вытекают из этого.
Уберите Россию из проекта - полностью, абсолютно, чтоб там не было ни денег, ни имен, ни концепций, ни фильмов, ни упоминаний - и вопрос отпадет сам собой.
И можете приглашать на этот проект кого угодно. Хотите, можете делать силами одних только евреев. Хотите, приглашайте немцев, австралийцев, нибурианцев, пастафариан, гномов или звероподобных роботов. Лучше бы, конечно, этот проект делала сама Украина. Дозрев. Но если нет - украинцы вам все равно слова не скажут. Пожалуйста.
И то что Вы, Натан Борисович, отсидев 13 лет, всю свою жизнь противостоя совку и диктатуре, этого сейчас не чувствуете и не понимаете - это очень неожиданно, надо признать.
Вы хотите, чтоб такого больше никогда не повторялось - и строите в разгар самого что ни на есть повторения.
Вы хотите почтить память жертв репрессий - и строите на деньги олигарха репрессивного режима.
Вы хотите показать, каково это, когда убивали людей - а как вы крымским татарам будете в глаза смотреть после такой стройки?
Вы хотите объединить - но вряд ли в этой ситуации можно придумать что-то более раскалывающее.
Нужно ли делать ТАКОЙ проект такой ценой?
Подумайте, Натан Борисович.
В рамках проекта "Журналистика без посредников".
Если кто считает, что свою писательскую жизнь я живу не зря, что мои тексты заставили задуматься, пересмотреть какие-то решения, принять их, взглянуть на мир по-новому, засмеяться, заплакать, сопереживать, улучшить свои навыки по критическому восприятию информации или иным способом были полезны, то все как всегда.
Возможно, каждый думает, что и без него уже неплохо перевели. Но нет. Голодные дети плачут, папка, дай макаронинку.
Не сдерживайте себя, братцы.
Приват-банк карта номер: 5363 5423 0856 3718
Яндекс-кошелек, номер 410 011 372 145 462
В Сбербанке карта номер 4276 3800 8339 8359
Либо просто кинуть на телефон
МТС: +7 915 237 41 78
Мегафон: +7 926 558 57 89
Карта "Приват" для переводов в евро: 5363 5423 0856 3775
BENEFICIARY: BABCHENKO ARKADIY, index 01001, Ukraine,city Kyiv,street Yevhena Sverstiuka,building 52,Housing V,flat 94
IBAN - UA093052990000026209745712640
ACCOUNT: 5363542308563775
BANK OF BENEFICIARY: PRIVATBANK, 1D HRUSHEVSKOHO STR., KYIV, 01001, UKRAINE
SWIFT CODE/BIC: PBANUA2X
CORRESPONDENT ACCOUNT: 400 8867004 01
INTERMEDIARY BANK: Commerzbank AG Frankfurt am Main Germany
SWIFT CODE/BIC: COBADEFF
Долларовая карта "Привата": 5363 5423 0856 3759
BENEFICIARY: BABCHENKO ARKADIY, index 01001, Ukraine,city Kyiv,street Yevhena Sverstiuka,building 52,Housing V,flat 94
IBAN - UA383052990000026202745693829
ACCOUNT 5363542308563759
BANK OF BENEFICIARY: PRIVATBANK, 1D HRUSHEVSKOHO STR., KYIV, 01001, UKRAINE
SWIFT CODE/BIC: PBANUA2X
CORRESPONDENT ACCOUNT: 0011000080
INTERMEDIARY BANK: JP MORGAN CHASE BANK
SWIFT CODE/BIC: CHASUS33
Для переводов из США:
INTERMEDIARY BANKJP MORGAN CHASE BANK
SWIFT: CHASUS33
ABA: 021000021