"Грузинский клубок" - Наталья Гулевская

"Грузинский клубок" - Наталья Гулевская

Очень часто во многих уголках мира возникает неразрешимая дилемма, связанная с правом народа на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. В большинстве случаев это перерастает в этнические конфликты, сопровождаемые вооруженной борьбой и насилием. В действительности международное право имеет достаточный инструментарий по разрешению подобных споров, и в основном проблема заключается в том, что не хватает только одного — наличия компетентного специалиста, имеющего достаточные познания в этой области международного права.

В свою очередь каждый подобный конфликт индивидуален и имеет свой алгоритм решения, причем основания и порядок разрешения данных вопросов со временем постоянно дополняется новыми событиями, которые влияют на ход процесса и являются существенными аргументами данного спора. Это кропотливый и долгий путь для любого народа, решившего получить свое право на самоопределение, не нарушая при этом принцип территориальной целостности государства. Для примера можно рассмотреть положение грузинского народа и оценить его правовое состояние на сегодняшний день.

То, что в этом государстве имеются два этнических неразрешенных конфликта, и государство фактически разорвано на три части, говорит об ошибках и неправильных подходах к этому вопросу со всех конфликтующих сторон. Грузинский народ изначально с развалом Союза имел достаточные основания провозгласить и создать свое национальное унитарное государство, чем он и воспользовался 24 августа 1995 года, приняв Конституцию Грузии. В дальнейшем в Грузии произошли сложные процессы, и на сегодняшний день появились две горячих точки, в которых два народа — абхазский и югоосетинский, решили реализовать свое право на самоопределение.

Это две совершенно разные проблемы, и если парламент Южной Осетии принял свое историческое решение, что они с коренными жителями Северной Осетией один народ, то для Тбилиси, касаемо Абхазии, предстоит очень сложный процесс разрешения данного конфликта. Южноосетинский народ, подтвердив, что у его этноса уже есть международная правосубъектность в виде республики Северная Осетия в составе Российской Федерации, фактически утратил свое право на повторное самоопределение в другом независимом суверенном государстве, и самое большее, на что он может теперь претендовать — это на реализацию рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

Относительно абхазского народа все значительно сложнее, и если не удастся договориться о совместном проживании в одном государстве, то Грузии все же придется решать эту проблему. Пока еще нет соответствующей резолюции ООН, грузинскому народу необходимо как можно быстрее провести всегрузинский референдум по поводу предоставления абхазскому народу права на самоопределение. Если результат будет отрицательный, тогда дальнейший вопрос перейдет на международное уровень, и на основании того, что абхазы являются народом, не имеющим своего государства, данный спор будет разрешаться в административно-территориальных границах Конституции Грузии.

Если всегрузинский референдум подтвердит право абхазского народа на самоопределение, в этом случае грузинский высший орган власти самостоятельно, в правовых нормах своего суверенитета может формировать не только дальнейший статус нового субъекта международного права, но и принимать решения о его территориально-административной границе.

Наталья Гулевская