"Игра в протест" - Лариса Волошина

"Игра в протест" - Лариса Волошина

17 октября в центре Киева оппозиция начала акцию в поддержку политической реформы. На странице Михеила Саакашвили в Facebook это мероприятие анонсировалось, как народный протест «Вынеси козла». Именно так, вы не ослышались. Таким образом, сторонники бывшего главы Одесской области пытались придать митингу креативности. Хотя, на самом деле, в планах организаторов было подтолкнуть украинцев к новому Майдану.

Первое, что бросается в глаза - это явная манипуляция смыслами. Еще 6 октября в пресс-центре УНИАН был подписан меморандум о взаимодействии оппозиционных сил и объявлено о начале Всеукраинской акции 17 октября с требованием «большой политической реформы». По мнению организаторов, большая политическая реформа заключается в трёх пунктах: изменение избирательной системы - открытые партийные списки; создание антикоррупционных судов; снятие депутатской неприкосновенности. Казалось бы, цели вполне определенные и поддерживаются большинством украинцев. Однако есть нюансы. Состав организаторов настолько эклектичен - от Тимошенко, которая прочно ассоциируется в сознании украинцев с газовыми схемами, до Геннадия Балашова, гротескного демагога, - что невольно приходит мысль не об Всеукраинской политической реформе, а о сборе всех погибших частей.

Самое примечательное, что ни один из законопроектов, за который агитируют лидеры акции, не может быть принят Верховной Радой. Закон о выборах - инициаторы имеют в виду законопроект №1068-2 -предлагает голосование за народных депутатов на пропорциональной основе открытыми партийными списками. Но это только декларация, вынесенная на титульный лист документа. К представительству этот закон имеет очень отдаленное отношение.

Избиратели будут голосовать за соответствующие региональные списки, а не за единый список кандидатов. Один округ - одна партия - одна фамилия партийного кандидата. Когда будут подсчитаны результаты выборов в целом по стране, право на участие в распределении депутатских мест в парламенте получат только те партии, в поддержку которых проголосовало не менее 5% избирателей. После определения партий, преодолевших избирательный барьер, Центральная избирательная комиссия будет определять избирательную квоту - количество голосов, необходимое для получения одного мандата и назовет количество мандатов, которые получит каждый региональный список партии.

И тут начинается самое интересное. Выигравшие в округах кандидаты, партии которых не прошли барьер, в Верховную Раду не попадают. Их победа переходит к тем, кто в данном округе не смог заручится поддержкой избирателей. На практике это означает, что если, например, в округе N избиратели в большинстве проголосовали за партию А и кандидата Иванова, но эта партия не набрала по стране необходимое число голосов, то от данного округа в парламент пройдет кандидат Петров из партии В. Даже если избиратели его не выбирали.

Так создается ситуация, в которой выборы, демократия, представительство полностью теряют смысл. Данная система действует в России. И вряд ли приведение украинской выборной системы к российскому соответствию пойдет на пользу борющейся за независимость от бывшей метрополии Украине. Показательно, что поборники политической реформы, предлагают избирателям именно российскую, а не польскую или немецкую модель открытых списков. Данный законопроект включен в повестку дня Рады - внимание — еще 3 октября 2017 года. То есть, за три дня до того, как оппозиционеры подписали меморандум. Согласно закону, документ должен пройти комитет и быть вынесен на обсуждение в сессионный зал. Налицо банальная манипуляция. Законопроект, который изначально планировался к рассмотрению, выдается в качестве повода для народных протестов.

Та же история с законопроектом об Антикоррупционном суде №6011, требуя принятия которого в один день, один из авторов - Мустафа Найем, сорвал заседание комитета. Данный законопроект был отклонен Венецианской комиссией, рекомендовавшей президенту внести свой документ «с учетом некоторых моментов 6011». Но это не единственная причина, почему закон Найема не мог быть проголосован. К примеру, в нем предполагается, чтобы назначением антикоррупционных судей занимались в том числе и «организации, которые предоставляют деньги на борьбу с коррупцией». О какой независимости, а главное о какой украинскости судебной ветви власти в таком случае мы говорим?

Третье требование о снятии депутатской неприкосновенности, самое разрекламированное и поддерживаемое обществом. В украинском парламенте нет партии, которая бы, идя на выборы, не обещала бы избирателям «сделать народных депутатов такими же как все». Организаторы акции уверяют украинцев, что снятие неприкосновенности отвадит от парламента тех, кто пытается укрыться от правосудия депутатским мандатом. На самом деле, это сделает депутатов более покладистыми. Ведь от правосудия в Украине спасает не мандат, а деньги и служение персоне лидера. Имеется огромное число бывших деятелей режима Януковича, и даже близких друзей Владимира Путина, которые, не имея депутатского мандата и находясь под следствиями, чувствуют себе вполне вольготно. Иногда даже более свободными, чем народные депутаты.

Важно понимать, что неприкосновенность - это не только депутатские привилегии. Судьи, а также президент Украины, недосягаемы для уголовного преследования. Только, в отличие от народных депутатов, которые могут лишиться неприкосновенности по решению парламента, президент Украины неприкасаем в принципе. В стране нет, и в ближайшее время не будет, механизма, позволяющего отправить президента Украины в отставку, либо начать в отношении него расследование. При этом импичмент является нормой Конституции. Просто закона, описывающего сам механизм, нет. Объявив антипрезидентскую акцию, организаторы отказываются обсуждать необходимость принятия закона об импичменте. Не ратуют они также за пакетное голосование, одновременно ограничивающее неприкосновенность депутатов, судей и президента. Таким образом, собравшиеся митингующие требуют того, что не может быть принято, либо того, чему они очень скоро ужаснулись бы, стоит требованиям превратиться в законы.

Не лишним будет вспомнить и о президенте. О необходимости учреждения в стране специального судебного органа, который будет заниматься исключительно коррупционными делами, говорит и Петр Порошенко. Так что тут его желания и требования оппозиции совпадают. Что же касается снятия с депутатов неприкосновенности, то президент уже направил в Верховную Раду соответствующий закон, пометив его как неотложный. Если президентский закон будет принят, то власть президента только усилится. Более того, закон вступит в силу только с 1 января 2020 года. Несложно догадаться, что это разозлит митингующих, весь негатив будет направлен на Верховную Раду, а президент останется в стороне. Его власть только укрепиться. Это еще одна манипуляция. Народные депутаты из президентской фракции, созывая народ на протесты против «авторитарной системы Петра Порошенко», забыли предупредить собравшихся, что в выдвинутых ими требованиях, о президенте и его вертикали - ни слова не сказано. Что в случае выполнения требований собравшихся президент получит управляемый парламент и избирательную систему, для формирования управляемого парламента. Верховная Рада станет Российской Думой. Удивительное совпадение, больше похожее на игру в поддавки.

 Но самое главное, в требованиях не присутствует тема российской агрессии. Мирные планы президента Порошенко - а именно особый статус Донбасса, - который после выполнения Украиной политической части Минских соглашений, должен стать частью украинской Конституции - не находит поддержки у большинства украинцев. Региональный русский язык, трансграничное сотрудничество отдельных районов Донецкой и Луганской области с Российской Федерацией, народная милиция, прокуроры и судьи, подчиняющиеся исключительно местным властям - все это категорически не нравиться украинцам. Фигура Медведчука в Минских переговорах и «уши Путина» во многих местных и государственных органах власти - все это вызывает у украинцев раздражение. Стремительно теряя доверие общества, президент пытается укрепить свою власть борьбой с парламентом - единственным органом власти, который остается неподконтрольным президентской вертикали. Не замечать авторитарных тенденций, как и лояльности Банковой к антиукраинским силам, становится все труднее.

Низкая поддержка акции протеста совсем не означает, что украинцы довольны происходящим в стране. Нет, не довольны. Просто они еще не сформулировали требования, которые были бы способны сплотить массы на борьбу. Но, если имитация работы, как и имитация оппозиции, будут продолжаться, взрыва народного негодования не избежать.