Независимо от того, чем закончится расследование специального прокурора Роберта Мюллера, по тому, что пишут и говорят СМИ, уже стало ясно одно: демократические институты Америки очень уязвимы перед иностранным влиянием.
Иностранные державы используют три основных инструмента для вмешательства в демократическую политику: кибероперации, дезинформацию и теневые деньги. Отчасти благодаря обвинениям Мюллера в адрес членов российского военного разведывательного управления (ГРУ) и петербургской «фабрики троллей», известной как «Агентство интернет-исследований», мы начали говорить о связанных с выборами кибератаках и дезинформации. Но когда дело доходит до иностранных теневых денег – средств, поступивших из неизвестных источников за рубежом - мы по-прежнему не готовы противостоять этой угрозе.
Отсутствие прозрачности в нашей системе финансирования избирательных кампаний в сочетании с массовым отмыванием иностранных денег создает значительную уязвимость для нашей демократии. Мы не знаем, сколько нелегальных средств поступает в Соединенные Штаты из-за рубежа или сколько теневых денег получают политические кампании в США, но в 2015 году Министерство финансов сообщило, что каждый год через США отмывается $300 трлн. Если даже небольшая часть этой суммы оказывается в бюджете наших политических кампаний, это представляет собой неприемлемый риск для нашей национальной безопасности.
Невзирая на то, что финансирование кампаний извне запрещено федеральным законом, орган, который применяет законы о финансировании избирательных штабов - Федеральная избирательная комиссия (FEC), не имеет ни рычагов влияния, ни ресурсов. Такие могущественные противники, как Россия и Китай, знают, как обойти запрет на иностранное финансирование через лазейки в системе и доверенных лиц, что затрудняет работу FEC, ФБР и управления по борьбе с финансовыми преступлениями при Минфине.
Одной из главных лазеек является право так называемых суперкомитетов по политической активности принимать деньги от дочерних американских компаний иностранных корпораций. И хотя суперкомитеты обязаны подавать финансовые отчеты, некоммерческие организации, соответствующие требованиям раздела налогового кодекса 501 (c), (например, Национальная стрелковая ассоциация или Торговая палата США) делать этого не обязаны. Поэтому, если иностранное предприятие переводит деньги организации 501 (с), эта организация может в свою очередь вносить средства в бюджет суперкомитетов, не раскрывая иностранные источники.
В последний раз Конгресс пытался решить проблему теневых денег после 11 сентября: «Патриотический акт» запретил банкам «умышленно закрывать глаза» на отмывание денег и не требовать от них проверки личности своих клиентов. Но отсутствие каких-либо требований о раскрытии личности собственника компаний с ограниченной ответственностью (LLC) облегчает создание иностранных компаний-однодневок в Соединенных Штатах. Эти компании могут затем передавать деньги 501 (c), вкладывать деньги в недвижимость или напрямую вручать суперкомитетам.
В августе два десятка государственных прокуроров попросили Конгресс принять законодательство о раскрытии бенефициарных владельцев LLC. Решать этот вопрос необходимо на федеральном уровне, потому что отдельные штаты соперничают между собой за доходы от регистрации и, следовательно, не имеют большого стимула к реформированию. Например, в штате Невада зарегистрировать фирму «проще, чем получить библиотечную карточку». Внедрение дополнительных требований к раскрытию информации в сделках с элитной недвижимостью и запрет на продажи дорогостоящей собственности за наличные поможет повысить прозрачность в секторе недвижимости.