"ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ" - Юрий Христензен

"ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ" - Юрий Христензен

Это неэффективные самоповоспроизводящиеся нормы, правила, модели поведения. Они выгодны каждому по отдельности, но невыгодны всем вместе. Коррупция, популизм, списывание в школе и выкручивание лампочек в подъезде - это простейшие примеры институциональных ловушек.

Возьмем, например, олигархов. Каждому по отдельности выгодно содержать телеканалы, политические партии и коррумпировать чиновников, чтобы контролировать часть национального богатства. Но все вместе они проигрывают. Распределяемое богатство при этом не растет, а снижается.

Или политики. Выборы в Украине стоят на порядки дороже, чем в Европе. Каждый по отдельности политик вынужден вкладывать больше в рекламу и подкуп избирателей, чтобы попасть во власть. Но страна при этом проигрывает. Отдыхать, лечиться, учиться, судиться выгоднее не в Украине, а в Европе.

Избиратели тоже в этом участвуют. Каждому по отдельности лень изучать декларации партий и политиков. Жалко потратить время и деньги на продвижение своих кандидатов. Проще сидеть на диване и ждать чуда, ориентируясь на предвыборную рекламу политиков на телеканалах олигархов.

Списывание - тоже ловушка. Это когда каждому по отдельности выгодно списать, но все вместе при этом проигрывают. Потом из списывающих учеников получаются такие политики, чиновники, врачи и учителя, что несписывавшим выгоднее уехать в страну, в которой непринято списывать.

--

Все описанные институциональные ловушки связаны с неформальными нормами и практиками. Ни в каком законе они не прописаны. Отсюда следует сложность выхода из институциональных ловушек. Недостаточно изменить законы - нужно менять ежедневные нормы и практики миллионов людей.

Изменение поведения происходит за счет процесса самообучения. Затем оно закрепляется в ценностях и неформальных нормах. Сначала у небольшой части, к которой со временем присоединяются остальные. Дальше общество само следит за соблюдением новой нормы безо всяких законов.

Приведу пример. В СССР было принято обвешивать и обсчитывать покупателей, продавая некачественный товар, а качественной продукцией торговать из-под полы. Никакие Совмин, Госплан, ОБХСС и Народный контроль не помогали. Изменения произошли, когда изменилось поведение покупателей.

Но продукты в магазине мы покупаем каждый день. Поэтому быстро самообучились, когда для этого создались условия. Сложнее с выборами, инвестициями, пенсиями, образованием и медициной. В этих ловушках мы реже видим связь между нашим действием (или бездействием) и получаемым результатом.

Процесс самообучения можно ускорить. Например, информированием, просвещением, подталкиванием к рациональному выбору, положительной дискриминацией хорошо обучающихся. Без самообучения невозможно обойтись. Никто не выберет качественный товар лучше самого покупателя.