Интернет и упадок здравого смысла

Интернет и упадок здравого смысла

Благоразумие, справедливость, мужество и умеренность - вот четыре кардинальных добродетели, которые определяют то, что Цицерон назвал honorum, имея в виду честь. И именно благодаря этим добродетелям западная цивилизация смогла добиться таких успехов в математике, юриспруденции, музыке и архитектуре, а также развить свои системы демократии.

Но не теряем ли мы сейчас, в 2021 году, эти добродетели? Отказываемся ли мы от здравого смысла, как его понимали греки? Смертельно ли нас тянет во тьму иррациональности, антинауки, эмоций, страха и насилия?

Недавние события в США и во всем мире являются демонстрацией этого. И как бы странно и жалко они ни выглядели, все это лишь части более широкой картины, в которую также входят борцы за социальную справедливость, противники вакцинации и сторонники теории заговора и культуры «отмены».

Здравый смысл, судя по всему, подвергается нападению по всем фронтам, хотя и не в первый раз. Человечество часто позволяет появиться хищнику, живущему глубоко внутри, несмотря на достижения в области образования. Ужасы предыдущего столетия являются ярким тому примером.

Так что нет, это происходит не в первый раз. И мы должны сохранять оптимизм в отношении силы другой нашей стороны, той, что проявляет сострадание и здравый смысл, и которая всегда одерживает верх в конце концов. Тем не менее, есть что-то новое и тревожное в нашем нынешнем затруднительном положении. Это стремление к иррациональности приводится в движение влиянием технологий, которые распространяют и, кажется, узаконивают его. Мы все еще пытаемся быть благоразумными, но это неравная битва.

Причины этой вспышки иррациональности многочисленны и глубоки. Первая - это ощущение заблокированных горизонтов. Торговля приносит мир и процветание, которые наполняют животы и позволяют людям отложить свои битвы в сторону. Однако, к сожалению, обмен плодами нашего труда больше не подчиняется цицероновской добродетели справедливости.

Социальная мобильность остановлена. Заработная плата стагнирует. Образование больше не обязательно гарантирует хорошую карьеру. Положительные стороны школьной системы - не те, на что мы надеялись. Люди с самым высоким доходом возбуждают зависть и обиду. И еще есть пандемия КОВИД-19, которая только усиливает это социальное ожесточение, поскольку она подчеркивает неравенство между поколениями, доходами, жилищными условиями и образованием.

Вторая причина - глобализация, которая несет с собой глобальное потепление, пандемии и способствует возникновению киберугроз и кибернетических войн. Эти проблемы обрушиваются на нас, как потоп. Для того чтобы отреагировать на них, необходимо глобальное сотрудничество, однако темпы сотрудничества между странами замедляются.

Третья причина - как политические системы реагируют на все это. Греки, руководствуясь своим здравым смыслом, знали, как создать пространство для удачи и риска. Как учил Аристотель, случайностью невозможно управлять. Но сегодня нетерпение, возбужденное средствами массовой информации, свергло трагический гуманизм, который призывает человека хотеть всего возможного, но только возможного, а остальное оставить богам.

Нашим лидерам больше не позволено ошибаться, хотя это совершенно нормально и разумно. Отсюда, например, трудности и неустанная критика, с которыми столкнулись недавние правительства.

Для многих политических лидеров существует соблазн скатывания к популистской демагогии и догматизму. Этим часто грешат правые. То же самое относится и к другой стороне спектра: слева радикализм «идентичности» удерживает прогрессивную традицию, где «ощущение» угнетения превалирует над фактическим анализом.

Добавьте к этому растущее число социальных сетей, которые становятся грозным инструментом в руках разумных, но для неразумных превращаются в места, где исчезают тонкости и нюансы.

Ни одна нация не обладает иммунитетом к этим проблемам, и каждую они затронули по-своему. В Соединенных Штатах это ложь и теории заговора. В Европе это психология нытиков и стирание индивидуальной ответственности под видом государства защищающего. Все это означает потерю доверия к власти и в будущем.

И чтобы по-настоящему сохранить  здравый смысл, нам необходимо мобилизовать другую, очень важную добродетель: мужество.