Исторический ликбез: «Анафема»

Исторический ликбез: «Анафема»

4 ноября 1708 года гетьман Украины Иван Мазепа двинулся из своей столицы Батурина навстречу шведским войскам. В Москве за это его назвали предателем и даже по приказу царя Петра с грубейшими нарушениями церковных канонов попы предали гетьмана анафеме, которая, несмотря на ее незаконность (об этом ниже) не снята до сих пор.

На самом деле не Мазепа предал – его предали. И предал именно царь-батюшка. Еще в 1707 году гетьман обратился к Петру за военной помощью против поляков. На что получил категорический «отлуп»: защищайся сам как можешь.

В знаменитом доносе царю украинских ренегатов Ивана Искры и Василия Кочубея под пунктом 6 сообщается о разговоре Мазепы с Кочубеем: «Я просил у царя войско для защиты Киева и Украины, он отказал, и нам придется искать дружбы у короля Станислава».

То есть, царь-надьожа оставил гетьмана и его подданных на произвол судьбы в тисках между шведами с севера, их союзниками Турцией и Крымским ханством с юга, и Польшей с Запада. В этих условиях гетьман не просто имел право - обязан был искать новые союзы для защиты своей страны от избиения и разграбления.

К этому следует добавить, что царь Петр не только не дал войск для защиты Украины, он еще и забрал у Мазепы его казачьи полки. И пока эти полки под командованием иностранных офицеров бросались в бой как «пушечное мясо» (до 70% потерь) в Прибалтике, у гетьмана для обороны оставались 5 городовых казачьих полка, 2 компанейских (наемники, исполнявшие полицейские функции) и 5 полков сердюков – пехота на жаловании из гетьманской казны при нескольких пушках. Общее число их не дотягивало до 12 тысяч штыков и сабель.

Не дав войск для защиты Украины, царь не забыл отправить несколько отрядов, которые тупо грабили украинское население в городах и селах в пользу московской казны. Такая вот «забота».

Теперь зайдем вот с какой стороны. Разорвать Переяславский договор 1654 года с царем и подписать новый – со Швецией и некоторыми другими странами хотел еще Богдан Хмельницкий. Причина? Нарушение договора Москвой, что де-факто было его денонсацией. «Хмель» не успел. Очень уж вовремя для Москвы умер. А дальше была гражданская война в Украине под названием «Руина».

Еще одно. Когда между отцом Петра І царем Алексеем Михайловичем и Богданом Хмельницким укладывался договор, наиглавнейшим пунктом его было ведение совместных боевых действий против Польши с клятвой не проводить с врагом тайных переговоров и не заключать сепаратного мира.

Именно папашка Петра, заключив 9 февраля 1667 года с Польшей сепаратное перемирие, предал Украину, поправ Переяславский договор и преступив через свое «нерушимое царское слово». За это почему-то анафему не получил.

Но и Петр хорош. Именно он 6 мая 1686 года в Москве подписал с поляками сепаратный Вечный мир, при этом еще и поделив с ними Украину. То было бесстыдное и циничное предательство, которое было третьей причиной для того, чтобы считать Переяславский договор утратившим силу. По вине московских царей. Но Петра попы тоже почему-то анафеме не предали.

Теперь про саму анафему. Церковь использует ее только по отношению к еретикам или отступникам от веры. Но не Московский патриархат. По приказу царей, он постоянно кого-то отлучал от церкви из чисто политических соображений. Вот вам списочек, любуйтесь: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий І), Тимофей Анкундинов (самозванец Иван Шуйский), Иван Мазепа, Степан Разин, Емельян Пугачев. Они даже Наполеона Бонапарта, который к православию имел такое же отношение, как его конь Визирь к коньяку, умудрились «отлучить» от церкви.

Так что не надо о «предательстве» Мазепы басни городить, товарищи пропагандисты. Вам бы лучше вместо соломинки в его оке увидеть бревнышки в других глазах.

Урок окончен.

P.S.

Народ, який не знає або забув своє минуле, не має майбутнього - казав розумничка Платон.

Павло Бондаренко