Исторический ликбез: «Как британцы и американцы осенью 1941 года спасли Москву»

Исторический ликбез: «Как британцы и американцы осенью 1941 года спасли Москву»

Пристегиваемся к креслу нашей машины времени и поехали...

К 13 октября 1941 года, после грандиозного побоища, которое немцы устроили Красной Армии под Вязьмой, путь на Москву был открыт. И остановить дивизии Вермахта было нечем и некому. Погибли почти все артиллерийские и танковые соединения. В танковых бригадах оставалось по 4-8 исправных машин.

В Кремле царит смятение и страх. Товарищ Жуков "просит" товарища Сталина перенести штаб Западного фронта на восток от Москвы. Сам товарищ Сталин во главе всего Политбро собирается драпать в Куйбышев. Маршал Шапошникв во главе всего Генерального штаба РККА - в Арзамас.

15-17 октября Москву захлеснула не волна - цунами паники, которую удалось подавить с величайшим трудом и тут...

И тут пошли дожди. На целых три недели. Три спасительные недели, когда неприспособленные для вйны в условиях советского бездорожья немецкие танки и машины увязли в грязи.

Начальник Генерального штаба Сухопутных сил Германии Гальдер 5 ноября 1941 года пишет в дневнике: "Положение может улучшиться только с наступлением морозов".

А в Москве - радость. Есть три недели для переброски войск с Дальнего Востока. Разведчик Рихард Зорге ("Рамзай") перед своим арестом японской контрразведкой 14 октября успел собщить важнейшую информацию: Япония будет нападать не на СССР, как того хотел Гитлер, а на США.

А это значит, что из Дальневосточного фронта, можно изъять около 20 дивизий и 2 бригады с артиллерией и бросить их под Москву. Позже их назовут "сибирскими". Они прибудут на Западный фронт в самый драматичный момент, в ноябре 1941 года, когда силы совсем иссякли и в бой пришлось бросить курсантов военных училищ и студентов консерваторый в составе дивизий народного ополчения.

Так США, еще не вступив в войну, помогли Москве выстоять.

Другая хорошая новость для радости в Кремле: 11 октября в Архангельск с арктическим конвоем PQ-1 из Британии вместе с коллосальным грузом стратегического сырья, прибыла первая партия танков "Матильда-ІІ" в количестве 20 штук и 193 великолепнеых истребителя "Харрикейн". А потом партия танков "Валлентайн-ІІ". А потом еще и еще...

Позже советская пропаганда выльет на эти машины много гуано, обзывая их нехорошими словами. На самом деле это были великолепные для того времени танки. "Матильда" имела мощную броню, превосходившую по качеству броню знаменитого советского КВ. Хорошо защищен был и легкий "Валлентайн". Оба имели хорошую 40-мм пушку, снаряд которой на расстоянии 800 метров пробивал броню всех тогдашних немецких танков.

Были серъезные вопросы по проходимости этих машин в условиях России. Но его легко решили - танки эти использовались как бронированные огневые точки, из засад. Как "Валлентайн-ІІ" на этом фото.

Всего в ноябре-декабре 1941 года Москву защищали 216 "Валентайнов" и 145 "Матильд". Это (внимание!) около половины от общего числа советского танкового парка в битве за Москву. И если бы их не было... Бутылочка с "коктейлем для Молотова" - так себе оружие.

Так британцы, сами ощущавшие огромный недостаток в танках и сырье, помогли Москве выстоять.

Вот без всего этого столица СССР оказалась бы в руках немцев. Но когда московская пропаганда говорила правду? У нее получалось, что ее спасли мужественные студенты консерваторий с трехлинейными винтовками. Мужество, конечно, было. Но о ключевой роли США и Великобритании забывать не следует.

Кстати, Сталин признавал, что без поставок стратегических материалов и вооружения, особенно в 1941-1942 годах СССР войну Германии проиграл бы. Не верите? Читайте мемуары одного из его ближайших "соратников" Хрущева.

Павло Бондаренко