Сегодняшний ликбез посвятим т. н. "коммунистическим субботникам", которые проходили в СССР как правило в конце апреля. Пристегиваемся к креслу нашей машины времени, берем чашечку кофе или чаю - что кому по вкусу и поехали...
Придя к власти, большевики в силу своей абсолютной феноменальной безграмотности и не менее феноменального фанатизма считали, что коммунизм не только поддается строительству в принципе, но и построить его можно на раз-два. Народ, дескать, желает, чтобы равенство и чтоб всем поровну. А работать столько, сколько народ сам захочет.
Посему был взят курс на работу бесплатную. За пайку. Как в концлагере. Чтобы пропагандировать такую работу (а пропагандировать, то есть сытно пожрав в спецстоловой за толстыми стенами Кремля, рассказывать голодному народу про "равенство" - это большевики умели) - были придуманы "субботники". То есть бесплатная внеурочная работа.
Первыми провести субботник 12 апреля 1919 года обязали коммунистов в железнодорожном депо Москва-Сортировочная. Их набралось аж целых 13 штук плюс двое беспартийных типа "сочувствующих". И о, чудо! Газеты написали, что они за ночь героически отремонтировали аж целых три(!) паровоза. Несколько сотен рабочих не могли. а они, ночью - раз! И "взяли".
В протокольной записи (нахрена она, ежели это "инициатива снизу?") которую вел главный коммунист депо Иван Бураков говорилось:
"В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно".
Заметим, что про "чай" Бураков трохи соврамши - там другое пили. А вот то, что перед тем как разойтись по домам пели "Интернационал"- охотно верю.
Надобно отметить, что ночные эти работы в том депо как-то незаметно пошли на спад. Зато Бураков пошел вгору - стал председателем Сокольнического совета, а потом был назначен аж в президиум Моссовета - крутая карьера.
С этого момента понеслось по всей стране. Даешь бесплатный труд задля светлого будущего! На "субботники" и даже "воскресники" сначала гоняли только коммунистов и комсомольцев. И не откажешься - сразу партбилет на стол положишь. Потом попытались обычных рабочих. Но...
Но те оказались "несознательными" и работали "задарма" кое-как, лишь бы "отбыть номер". А то и вовсе находили мыслимые и немыслимые причины для того, чтобы не явиться.
А 1 мая 1920 года на субботник в первый и последний раз вышел сам Ленин. О его "бгевнышке", которое он будто бы таскал с "соратниками", масса анекдотов сочинена. Позволю себе один из них, ибо он отражает отношение народа к инициативе родной партии поработать бесплатно.
"Выступает ветеран перед школьниками и рассказывает, как участвовал в ленинском субботнике: Пришли к нам в цех начальники, сказали нам с Серегой идти бревна таскать. Пришли, а там какой-то коротышка лысый, картавый говорит "бегите бгевнышко, товагищи". А мы ему "да пошел ты..." С того времени я Серегу не видел, а сам только два месяца как освободился".
Кстати, субботник 1920 года был уже для партийцев принудительным, по решению партийного съезда. Для пропаганды, зато очень пользительно.
Фото вверху - постановочное. Мы видим Илича, позирующего на камеру с пятью "соратниками", которые якобы "несут" это бревнышко. На самом деле это т. н. "кремлевские курсанты", т. е. личная охрана Ленина и его банды. А остальных партийцев от места съемок, как мы видим, на всякий случай отодвинули. Безопасность вождя превыше всего.
Пофоткавшись на камеру с бревнышком, Ленин перекусил икорочкой с балычком, запил это все счастье чайком с конфетками и в сопровождении охраны поехал на Трехгорную мануфактуру. Агитировать рабочих, многие из которых в голодные обмороки падали, за бесплатный труд. Шоб только за один паек.
Но вот незадача - там как раз никто не хотел вкалывать бесплатно. Пришлось председателю тамошней партячейки Горшкову по согласованию с Кремлем пообещать рабочим, которые выйдут на субботник, "спецпаек": 450 грамм белого хлеба, по 220 грамм колбасы или ветчины и по 60 грамм конфет. Это для обеспечения явки, чтобы было перед кем Ленину речь толкать о том как неурочный совместный дармовой труд облагораживает.
Только и тут что-то пошло не так. Хлеба и колбасы на всех не хватило. То ли в Кремле "отпилили", то ли уже сам товарищ Горшков "захомячил". Это вызвало общее возмущение и многочисленные жалобы. Которые, в прочем, ни к чему не привели.
Так начиналась "народная инициатива" коммунистических "субботников" и "воскресников". Которые, в принципе, были срисованы с украинкой традиционной толоки. Только на толоку никто решениями партыйных съездов не загонял и колбасой не заманивал.