История про ликвидацию ведущего ученого иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде

История про ликвидацию ведущего ученого иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде

Эту операция прошла в ноябре 2020 года. The New York Times подробно рассказала про эту ликвидацию со ссылкой на интервью с американскими, израильскими и иранскими официальными лицами, включая двух сотрудников разведки, знакомых с подробностями планирования и проведения операции, а также заявление семьи Фахризаде иранским СМИ:

«В 2004 году израильское правительство приказало своему агентству внешней разведки Моссад предотвратить получение Ираном ядерного оружия.

Моссад начал проводить акты саботажа и кибератак на иранские объекты по обогащению ядерного топлива. С 2007-го по 2012 год израильские агенты убили пятерых иранских ученых-ядерщиков

По данным израильской разведки, Фахризаде возглавлял секретную программу по созданию ядерной боеголовки, в том числе для иранских ракет большой дальности и стал для Моссада целью №1.

 Но в 2012 году США начали переговоры с Ираном, которые привели к ядерному соглашению 2015 года. Поэтому с 2012 г. Израиль приостановил свои спецоперации. Кампания возобновилась после того, как Трамп аннулировал соглашение.

За последние годы израильтяне уничтожили 16 иранских ядерщиков с помощью внезапных атак мотоциклистов на ближних дистанциях, подрывов управляемыми бомбами, отравлений. Но охрана Фахризаде в людных местах была эффективной, и такой сценарий с ним исключался.

Прорабатывались разные планы спецоперации по убийству Фахризаде.

Один из них – взрыв бомбы на маршруте следования ядерщика, который остановил бы колонну автомобилей, а Фахризаде атаковали бы снайперы. Но от этого плана отказались из-за возможности возникновения последующей перестрелки.  

Ликвидация должна была быть точечной, чтобы избежать большого числа невинных жертв, что привело бы к негативным политическим последствиям, и осложениням отношений с мусульманскими странами Ближнего Востока, с которыми Израиль активно торгует, поэтому сценарий закладки мощного фугаса на пути был неприменим. Надо было использовать стрелковое оружие и действовать наверняка. Применение снайперов было очень рискованным, поскольку надо было забрасывать спецназ в центр враждебной страны, риск обнаружения и гибели бойцов до или после атаки был слишком велик.

Поэтому решили использовать робот-пулемет с дистанционным управлением через спутник и искусственным интеллектом. Израиль выбрал специальную модель пулемета FN MAG бельгийского производства, установленную на усовершенствованное роботизированное устройство.

Пулемет, робот, его компоненты и аксессуары вместе весят около тонны. Поэтому оборудование разобрали на мелкие детали и ввезли в страну контрабандой – разными способами, маршрутами и в разное время – а затем тайно собрали в Иране.

Робот сконструирован так, чтобы он поместился в кузов пикапа Zamyad, распространенной модели в Иране. На грузовике установили камеры, которые давали оператору полную картину не только цели и его службы безопасности, но и окружающей среды. В пикап заложили взрывчатку, чтобы его можно было уничтожить после убийства.

Робот получил искусственный интеллект, поскольку задержка получения им команды от оператора составляла 1,6 секунды, а это повлияло бы на точность стрельбы. Благодаря ИИ, оператор нужен был роботу для подтверждения цели, а выбор момента стрельбы делал он сам.

Агенты не могли использовать дрон для того, чтобы быть точно уверенными, что за рулем находится Фахризаде, а не его жена или дети. Чтобы решить проблему с идентификацией, на одном из перекрестков по маршруту следования кортежа поставили автомобиль, на котором якобы меняли колесо. Люди возле этого автомобиля должны были увидеть Фахризаде и сообщить в центр управления операцией.

27 ноября 2020 года иранские агенты, работающие на Моссад, припарковали синий пикап Nissan Zamyad перед лежачим полицейским, на обочине дороги, соединяющей Абсард с главной автомагистралью.

Как показало затем следствие, камеры видеонаблюдения по маршруту движения Фахризаде были отключены.

Место находилось на небольшом возвышении с видом на приближающиеся машины. Под брезентом и маскирующими строительными материалами в кузове пикапа был спрятан 7,62-мм снайперский пулемет. Около 13:00 боевая группа получила сигнал о том, что Фахризаде, его жена и вооруженная охрана на машинах сопровождения собираются ехать в Абсард.

Примерно в 15:30 Фахризаде опознали на перекрестке. Снайпер Моссада занял позицию, он смотрел в экран компьютера в неизвестном месте на расстоянии более 1500 км от места покушения. К этому времени группа агентов уже покинула Иран.

Фахризаде сам сидел за рулем своего личного небронированного автомобиля, рядом с ним сидела жена. Одна машина охраны шла впереди, две ехали сзади. Автомобиль Фахризаде притормозил возле лежачего полицейского. В этот момент оператор получил подтверждение от камер наблюдения, что за рулем находится цель, и дал команду открыть огонь.

Первая очередь из пулемета была дана по капоту. Очевидно, оператор решил для начала остановить машину. Нет данных, что Фахризаде был ранен этой очередью, но машина притормозила. Вторая очередь из трех пуль была дана по стеклу на месте водителя. Фахризаде получил ранение в плечо, которео не было смертельным. Он вышел из машины и был прикрыт дверью, и тут последовала третья очередь - три пули перебили ему позвоночник. Иранец упал, это было смертельное ранение.

Вся операция заняла меньше минуты. Было выпущено 15 пуль, ни одна из них не попала в жену Фахризаде, сидевшую в нескольких сантиметрах от мужа. Иранские следователи считают, что такой точности удалось достичь, благодаря использованию программного обеспечения для распознавания лиц. Пикап взорвался, но не так, как планировалось, – оборудование не удалось уничтожить полностью.

Агенты Моссада покинули Иран до того, как прозвучали выстрелы и выходы были перекрыты. Иранцы не смогли задержать ни одного участника операции. Робот позволил операторам Моссада эффективно выполнить сложнейшую задачу без всякого риска для своего личного состава.

Как отмечают в NYT, успех операции стал результатом многих факторов: серьезных нарушений безопасности со стороны Стражей исламской революции, масштабного планирования и наблюдения со стороны Моссада, а также беззаботности, граничащей с фатализмом, со стороны Фахризаде…»

Александр Соколовский