"Июнь стал рекордным месяцем по получению внешней помощи" - Сергей Фурса

"Июнь стал рекордным месяцем по получению внешней помощи" - Сергей Фурса

В последней неделе первого полугодия рынки попробовали выйти из коррекции и сделать вид, что все в порядке и даже можно подумать о полугодовых бонусах. Впрочем, рост начала текущей недели оказался не очень долгим. В итоге утро пятницы индекс S&P500 открывает на отметке в 3785 пунктов, что пусть и выше, чем рынок уходил в районе понедельника, но на 10 пунктов ниже, чем неделей ранее. Так что сил бороться со страхами рецессии, даже несмотря на неоднозначную статистику что по инфляции, что по экономическому росту, у рынка пока мало. Хотя, если спекулянты с Уолл-стрит будут жаловаться на плохое полугодие, то украинцы им с радостью объяснят, какое полугодие может быть по-настоящему тяжелым. Немного порадовала инвесторов статистика из Китая, где ряд индексов таки вышли на позитивную сторону. Правда, тот самый Китай продолжает стоять на своем с политикой нулевой толерантности к Ковиду, о котором в западном мире уже благополучно забыли. О чем было заявлено с самых высоких пекинских трибун. А это означает, что любое восстановление экономической активности может быть подорвано на взлете.

Правда, с другой стороны, это же дает аналитикам по Китаю основание предполагать, что в рамках такой политики вряд ли стоит ожидать вторжения на Тайвань в ближайшем будущем. Что является безусловным позитивом. В том числе для инвесторов и спекулянтов, а не только жителей Тайваня. Тяжелее всего сейчас на развивающихся рынках. Где рост ставок закрывает доступ к внешним рынкам и открывает перспективу дефолта. Шри-Ланка уже там, а к ней могут в ближайшее время присоединиться еще ряд стран. У ряда развивающихся экономик уже стоимость заимствований перевалила за 20%, что, фактически, означает просто закрытый рынок. Впереди планеты всей тут Сальвадор с доходностью в 28%, заигравшийся в биткоин и потерявший на этом значительную часть резервов. Вполне ожидаемое наказание для экспрессивных политических лидеров. Там же рядом идут серийный дефолтер Аргентина (22%) и Гана (20%). И этот список может в любой момент пополниться следующей очередью из Пакистана, Египта, Кении, Анголы и Турции. Кроме Турции мы видим в этом списке традиционные страны-аналоги Украины на долговом рынке.

В украинском сегменте еврооблигаций все разговоры только о предстоящей реструктуризации. Минфин молчит как рыба, что, собственно, логично, поэтому рынок полнится самыми разнообразными слухами с самыми разнообразными вариантам реструктуризаций. Тем более, теперь, после официального дефолта России, Украине будет легче морально выйти к кредиторам и сделать им предложение, от которого они, конечно, могут отказаться, но их вряд ли поймут. Такие слухи, конечно же, приводят к постепенным распродажам украинского долга, особенно на коротком конце кривой. Ведь часть инвесторов все же сохраняла надежду (впрочем, сохраняет ее и прямо сейчас), что Украина найдет в себе силы и деньги в бюджете для того, чтобы погасить еврооблигации на сумму порядка 1 млрд долларов.

Теоретически, Украина могла бы это сделать. Но западные союзники, правительства и международные организации, вряд ли этого поймут. Традиционный подход МВФ, Мирового Банка и других людей, распоряжающихся чужими деньгами, говорит о том, что помощь должна быть солидарна и деньги налогоплательщиков не должны идти на помощь буржуям. Все должны заплатить свою цену. Так они говорили в 2014 году, так же, наверняка, они думают и сейчас. А мнение кредиторов для нас сейчас очень важно. Тем более, похоже, наконец удалось наладить поток на финансирование дефицита бюджета. Июнь стал рекордным месяцем по получению внешней помощи. От наших друзей мы получили около 4 млрд долларов, что, позволяет, наконец-то, Нацбанку выдохнуть и дать охладиться печатному станку. Желание помочь Украине наконец-то пробилось через тернии мировой бюрократии, которая, как оказалось, даст фору бюрократии украинской.

Может быть поэтому Минфин так и не поднял ставки на аукционе во вторник по военным облигациям, несмотря на активные слухи о том, что во властных кабинетах удалось договориться. Но пока ставки остаются там, где они были. Что определяет крайне низкий спрос на эти бумаги. Правда, при этом, в последние полгода значительно расширился список покупателей военных облигаций, да и просто государственных облигаций. Технический прогресс тому виной. Ведь когда можешь купить облигации в один клик, то и сделать это появляется гораздо больше желающих. Теперь это даже проще, чем открыть депозит. Осталось, правда, сделать что-то с налоговой отчетностью, необходимость которой может стать сюрпризом для тысяч покупателей военных облигаций. Разобраться с налоговой в один клик – пока это только мечта.